Новости

Новости

« Все новости

Как справляли церковные праздники русские цари 06.01.2024 00:00

Как справляли церковные праздники русские цари

Как веровали и молились, подвизались и жили наши предки сотни лет назад? Об этом можно прочесть в известной книге «Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским». Архидиакон особо отмечал, что русские цари необычайно набожны, чего требуют и от своего народа. В частности, он пишет: «Однажды не явившихся к воскресной службе бояр царь Алексей Михайлович приказал привести под стражей к церкви и выбросить у всех на виду прямо в Москву-реку в дорогих боярских одеждах, приговаривая: «Вот вам награда за то, что вы предпочли спать до позднего утра этого благословенного дня…». Впрочем, давайте мысленно перенесёмся на Русь стародавнюю и увидим всё «своими» глазами.

 

цари празднуют (1) В пятом часу утра 24 декабря (ст.ст.), в сочельник накануне Рождества Христова русский царь делал тайный выход в сопровождении только отряда стрельцов и подьячих Тайного приказа в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавал милостыню тюремным сидельцам, полоняникам (пленным), богаделенным, увечным и всяким бедным людям. По улицам, где проходил государь, он тоже раздавал милостыню нищим и убогим, которые во множестве собирались даже из отдалённых мест к таким боголюбивым царским выходам. В то время как царь навещал заключённых и сирых, доверенные лица из стрелецких полковников и подьячих Тайного приказа раздавали милостыню на Земском дворе, у Лобного места и на Красной площади. И ни один бедный человек в Москве не оставался в этот день без царской милостыни, каждому было чем разговеться, каждый был «с праздником».                                                                                                                      

Затем государь, переодевшись и отдохнув, шествовал в Столовую избу, или Золотую палату, или же в одну из придворных церквей к царским часам, в сопровождении бояр и всех думных чинов. А в навечерии праздника он шёл в Успенский собор к вечерне, где во время службы соборный архидиакон кликал многолетие царю и всему царскому семейству по именам. После того патриарх с духовенством и боярский чин здравствовали государю со многолетием.

цари празднуют (8) Когда уже совсем смеркалось, приходили во дворец славить Христа соборные протопопы и попы и певчие станицы, т.е. хоры государевы или собственно дворцовые, также патриаршие, митрополичьи и разных других духовных властей, имевших у себя свои особые хоры. Государь принимал их в Столовой избе или в Передней палате и жаловал им по ковшу белого или красного мёда, который в золотых и серебряных ковшах подносил один из ближних людей. При этом христославы получали и славленое. Таким же образом соборяне и певчие ходили славить к царице и потом к патриарху, где также пили мёд и получали славленое. Славленые деньги выдавались, смотря по важности и значению причта: одним рублей по 12 на собор, другим меньше — по рублю, по полтине, по восемь алтын с двумя деньгами, что составляло 25 копеек.

Царь Алексей Михайлович и сын его Фёдор Алексеевич очень любили церковное пение и потому особенно жаловали певчих и кроме славленья слушали разные другие церковные песни.                        

цари празднуют (1) В самый праздник Рождества Христова государь слушал заутреню в Столовой или Золотой палате. Во втором часу дня (в десятом часу утра), в то время как начинали благовест к литургии, он делал выход в Столовую, где и ожидал пришествия патриарха с духовенством. Для этого Столовая наряжалась большим нарядом, коврами и сукнами. В переднем углу ставилось место государево, а подле него кресло для патриарха. Вошед в Столовую, царь садился и приказывал сесть по лавкам боярам и думным людям; люди младших разрядов обыкновенно стояли. Патриарх при пении праздничных стихир, в предшествии соборных ключарей, несших крест на мисе и святую воду, и в сопровождении митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов приходил к царю славить Христа и здравствовать государю с праздником.

Царь встречал это шествие в сенях. После обычных молитв певчие пели государю многолетие, а патриарх говорил поздравление. Посидев немного и затем благословив государя, патриарх со властьми шёл таким же порядком славить Христа к царице, в её Золотую палату, и потом ко всем членам царского семейства, если они не собирались все у царицы. Славление у государя происходило обыкновенно в Золотой палате, а иногда и в Грановитой.

Царь Михаил Фёдорович пред обеднею обыкновенно ездил в Вознесенский монастырь поздравлять матерь свою, великую старицу, инокиню Марфу Ивановну. Отпустив патриарха, государь в Золотой или в Столовой облекался в царский наряд, в котором и шествовал в собор к обедне. Все дворовые и служилые чины, сопровождавшие этот выход, были также богато одеты в золотные кафтаны. После литургии государь шествовал во дворец, где потом в Столовой или в Золотой палате приготовлялся праздничный стол «на патриарха, властей и бояр». Этим заканчивалось Рождественское празднество. Но в день Рождества Христова и в другие большие праздники русские цари не садились за стол без того, чтоб не накормить прежде тюремных сидельцев и пленных. Так, в 1663 году в этот праздник кормлено было на большом тюремном дворе 964 человека.

На женской половине Дворца у царицы в этот день также совершались свои обряды. Утром, пред обеднею, у неё собирались дворовые и приезжие боярыни, в сопровождении которых она выходила в свою Золотую палату, принимала там с славлением патриарха, а потом шествовала в дворцовую церковь к обедне. Боярыни вместе с поздравлением, по старому обычаю, подносили царице перепечи, род сдобных куличей или караваев. В 1663 году царице Марье Ильиничне и царевнам четырнадцать приезжих боярынь поднесли 426 перепеч. После обедни царица посылала патриарху от себя и от каждой царевны по пяти перепеч. На празднике к царице приходили славить из Вознесенского монастыря старицы и другие славленицы. А у малолетних царевичей славили иногда их карлы.

цари празднуют (4) Послеобеденное время, особенно в праздничные дни, отдавалось домашним комнатным утехам и увеселениям. Для этой цели во дворце существовала даже Потешная палата. Заглянем туда… Это было особое помещение с целым обществом разного рода потешников. Забавы в комнатах царицы были «народны» и походили на народные же увеселения.

Например, на Рождество царица, царевны и придворные увеселялись святочными играми, гаданиями, как на Троицкой неделе — хороводами и т.д. Для таких игр при царицыных хоромах существовали обширные сени, в загородных дворцах холодные, а в московских тёплые. На Масленице во дворе устраивались скатные горы, на которых увеселялись царевны с верховыми (знатными) боярышнями. А ко Святой седмице царевнам устраивалась верёвочная качель, обшиваемая по верёвкам бархатом или атласом, с седёлкою, обтянутою также бархатом. Для повседневной забавы служили дурки, шутихи, слепые игрецы-домрачеи, которые под звуки домры воспевали старины, былины, народные стихи и песни.

Так и текла жизнь русских царей в стародавние времена — в молитве, посте, делах милосердных да государственных. Хорошо написал об этом всё тот же архидиакон Павел: «Усердие их к вере приводило нас в изумление. Какая это благословенная страна, чисто православная! Нет сомнения, что Творец даровал русским Царство, которого они достойны и которое им приличествует, за то, что все заботы их — духовные, а не телесные. Таковы они все».

по книге русского историка И.Е. Забелина «Как жили в старину Русские цари-государи»


Цитата дня:

 

Прп. Макарий

Великий:

 

"Обитель, или упокоение

Духа, есть смирение,

любовь,

кротость и

прочие Заповеди

Господни".