Новости
29.08.2023
28.08.2023
28.08.2023
19.08.2023
19.08.2023
|
Новости
« Все новости
Молитва Ефрема Сирина 07.03.2022 00:00
Молитва Ефрема Сирина В течение Великого поста в храме звучит множество молитвословий, песнопений, которые не раздаются под его сводами в какое-то другое время. И одно молитвословие звучит чаще всего – это удивительная молитва преподобного Ефрема Сирина. «Господи и Владыко живота моего…» В этой короткой и простой молитве собраны прошения об избавлении от греховных страстей и о даровании добродетелей. По словам святителя-хирурга Луки Крымского, она «проникает в сердце, как никакая другая, таинственно воздействуя на него, и оно чувствует особую, исключительную, Божественную силу ее».
Вот текст этой молитвы. Она состоит всего лишь из трех десятков слов, а вмещает в себе все самые главные элементы покаяния, указывает на то, к чему следует приложить основные усилия молящемуся. Начинает свою молитву преподобный Ефрем обращением к Богу: «Господи и Владыко живота моего…» Человек очень часто полагает, что владыкой своего живота, то есть жизни, он является сам. Однако, Слово Божие нам открывает, что наша жизнь связана с Богом, от Него зависит и Им держится. Об этом же напоминают нам и слова молитвы. Чувствуя в своем сердце Бога, мы не можем без Его благословения ни начать, ни продолжить, ни завершить никакого дела на земле. Далее в молитве следуют такие слова: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» - это препятствия, которые надо удалить. Именно против этих четырех проявлений греха направлено покаяние. Мы просим у Господа избавления от того, что мешают доброму христианскому житию: - ПРАЗДНОСТЬ. Практически все святые отцы говорят о том, что одно из самых больших зол в нашей жизни – это праздность, то есть состояние, когда человек совершенно ничем не занят. Праздность считается корнем всех грехов. Она расслабляет наш ум, волю и сердце, приводит к безделию и к унынию. Праздный человек легко поддается пустым мыслям, дурным поступкам - плод праздности - УНЫНИЕ, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Уныние – это мрачное тоскливое состояние, когда человеку все в жизни показывается исключительно с темной стороны. Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается - словом, сама жизнь ему в тягость. - ЛЮБОНАЧАЛИЕ. Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Если душа не направлена к Богу, она становится эгоистичной, эгоцентричной. И все другие существа для такой души- лишь средство для удовлетворения ее желаний. Любоначалие проявляется во всех областях человеческой жизни - в отношении отца семейства к семье, начальника - к подчиненным, наставника - к своим ученикам, старших по возрасту - к младшим. Оно также может выражаться в равнодушии, презрении, отсутствии внимания и уважения к другим. - ПРАЗДНОСЛОВИЕ. Имеется мудрая народная пословица, утверждающая, что слово - серебро, а молчание - золото. И этой истины придерживались многие святые, которые закрывали свои уста, хотя и надо было - для назидательных целей - открывать их для беседы. Многословием человек опустошает свою душу, расслабляет ее и делает рассеянною. Господь говорит в Евангелии о том, что за каждое праздное слово мы должны будем дать ответ в День Суда. В молитве св. Ефрема Сирина далее мы просим Бога о даровании нам добродетелей целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Кто-то не понимают значения некоторых слов. - ЦЕЛОМУДРИЕ. Если не придавать этому слову только сексуальное значение, его надо понимать, как положительную противоположность духа праздности. Святитель Игнатий Брянчанинов даёт такое краткое определение добродетели целомудрия: «Начало целомудрия - неколеблющийся ум от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога». - СМИРЕНИЕ. Только смиренные способны жить по правде, принимать вещи такими, как есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем. - ТЕРПЕНИЕ. В обиходе существует такое выражение: «терпеть, стиснув зубы». Это когда человек терпит что-либо, но при этом сердце его полно гневных мыслей и находится в яростном возмущении. Совсем другое понимание добродетели терпения в Православии. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, бережнее и уважительнее к другим. - венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов - ЛЮБОВЬ. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта. По сути, вся молитва сводится к просьбе о любви. Любовь есть корень и вершина, начало и венец всех добродетелей, союз совершенства (см.: Кол. 3, 14). Любовь есть источник жизни и сама жизнь, ибо без нее человеческая жизнь давно бы угасла. Сердце наше не может жить и развиваться без любви. И наоборот, любовью оно живится и ею привлекает благодать Божию и очищает себя от множества грехов (см.: 1 Пет. 4, 8). И завершает свою молитву преподобный Ефрем прошением о том, чтобы Господь дал ему зреть свои согрешения и не осуждать брата своего. Увидеть свой грех и осознать его пагубную силу — задача кающегося и ищущего очищения. Без сознания своей греховности нет истинного покаяния, а значит, нет и исправления.
|
Цитата дня:
Св.Симеон Солунский: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас…»
|