Новости
02.03.2025
02.03.2025
02.03.2025
24.02.2025
23.02.2025
|
Новости
« Все новости
О предназначении человека 28.01.2024 00:00
О предназначении человека «Зачем ходить в церковь, если Бог в душе?» Согласитесь, каждый из нас хотя бы раз слышал это выражение от друзей или родственников. Почему необходимо ее посредничество в общении с Богом? Песнопения, молитвы на малопонятном языке, свечи, лампады… В чем смысл? Как не потеряться в море информации, вникнуть в суть евангельских повествований, понять язык богослужений? И, наконец, с чего начинается непростой путь воцерковления?
На нас воздействует огромное количество факторов. Мы частенько мечемся - что-то вспоминая, что-то забывая. Постоянно боремся со своими недостатками и нередко проигрываем в этой борьбе. Так и проходит наша жизнь: падаем и встаем, радуемся и унываем. Двигаясь вперед, не выдерживая искушения, оглядываемся назад… Кто я? Зачем живу? Что будет после? Вспоминая известную притчу Христа о сеятеле, можем ли мы честно перед самим собой ответить на вопрос: на плодородную ли почву упало «семя»? Напомним, притча о сеятеле – первая по времени притча Христа – является ничем иным, как пророчеством о принятии человечеством слова Божьего. В ней рассказывается о том, как люди по-разному принимают его. Евангелист Матфей излагает эту притчу так:
Итак, при засевании семенем, возникает четыре различных условия для его возрастания: при дороге, на камне, между бурьяном и в плодородной земле. Соответственно, всех людей, услышавших Благую Весть, можно условно можно разделить на четыре типа ее усвоения в зависимости от «качества» души. Узнать, взошло ли семя веры в сердце, не так и сложно….
1. НЕИСПРАВИМЫЕ ПРАГМАТИКИ «…И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то…» (Мф. 13:4). Вам приходилось разговаривать с людьми о Вере, явно понимая, что они вас не слышат? Тогда вы столкнулись с первым типом. Таких людей не интересует духовная жизнь - их больше заботит «вера в то, что они видят своими собственными глазами». Какое Царствие Небесное, когда нужно купить товары по скидке или оформить под минимальный процент кредит? Приоритет прагматиков – в поиске пользы и выгоды. Принять слово Божие с таким настроем практически невозможно.
2. ДУХОВНЫЕ КОНФОРМИСТЫ «Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло» (Мф. 13:5–6). Встречаясь в храме с Богом, человек находит успокоение и защиту. Возможно, он даже начинает вести духовную жизнь: по воскресеньям ходить в церковь, иногда участвовать в социальных акциях, ездить в паломнические путешествия. Беда таких людей в том, что они готовы принять слово Божие, лишь пока оно не требует жертв - легко верить, когда ты идешь по полю, смотришь на прекрасную природу вокруг, когда само мироздание «шепчет» о своем Творце…. Однако, христианство – это именно про жертву. Про готовность трудиться над собой, бороться с трудностями, пострадать, если придется, за Веру. Вот тут- то и начинаются проблемы: в минуты испытаний «удобное» христианство быстро рассыпается, человек не готов терпеть - легче сбросить с себя крест. Семя Божие, посеянное в почву поверхностного сердца, погибает….
3. ПЛЕНЕННЫЕ МИРОМ «Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его» (Мф. 13:7). Чем-то похожи на прагматиков, но слово Божье все же слышат. Одновременно не готовы отказаться от мирской суеты, поглощающей их целиком и без остатка. Принимая правила церковные, кажется, начинают жить по ним, но водоворот забот, увлечений и пристрастий вытесняет из души все светлое и чистое - и в этом «плененные миром» постоянно каются. Но все равно постоянно возвращаются к одному и тому же.
4. ДЕТИ БОЖЬИ «Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:8). Христос говорит о слышащих Бога через проповедь и тексты священных книг. Такие люди не играют в религию, но питаются словом Господа как хлебом. Они искренне верят, что все сказанное в Священном Писании – истинная правда. А значит, нужно наполнить ею собственную жизнь: пройти нелегкий путь от рабов до сынов Божиих. Да, этот путь тернист. Но только так - идя по нему, - можно выполнить свое главное предназначение: быть Человеком. «...Божественное Писание называет человеком того только, кто творит добродетель, а прочих не считает даже существующими…» - утверждал свт. Иоанн Златоуст. «Мы сотворены на дела благие, чтобы славить и хвалить Сотворившего, и насколько возможно, подражать Богу» - был уверен свт. Григорий Богослов. Слышащие Господа, утверждали святые отцы, делают добродетель своей второй природой. Несмотря на испытания и горькие ошибки, которые могут заставить опустить руки, несломленные, они продолжают идти, не сворачивая со своего пути. Добрая почва - и есть тот самый идеал, к которому нужно стремиться. И чтобы урожай был большим наши благочестивые предки дают такой совет: паши эту землю плугом покаяния, удобряй молитвой, орошай слезами сокрушения. И постоянно выпалывай дурную траву страстей.
«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 1–9). Так заканчивается притча. Наверное, неспроста. Чтобы ответить на вопрос: так кто же мы? Пусть каждый, по слову свт.Феофана Затворника, «...рассудит сам, к какому классу он принадлежит». Бог не делит людей на «своих» и «чужих». Он протягивает руку, полную семян, каждому. А вот прорастут они или погибнут, и каков будет урожай – это уже зависит от нас самих.
|
Цитата дня:
Свт. Иоанн Златоуст: "Сила молитвы всегда велика, но если молитва соединяется с постом, то делает душу еще более сильною"
|