Новости

Новости

« Все новости

Преосвященный воин-мученик 11.12.2020 00:00

Преосвященный воин-мученик

Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, военный ученый, герой Русско-турецкой войны, а также писатель, композитор, художник, автор оригинальной медицинской системы, составитель знаменитой «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», один из авторитетнейших церковных иерархов своего времени - священномученик Серафим (Чичагов) занимает в сонме российских новомучеников особое место. Плоды жизни митрополита Серафима были настолько значительны, что в другой стране ему поставили бы памятник. Но в СССР он был оклеветан и объявлен «врагом народа». В возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Случилось это 11 декабря. 

 

чичагов Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичаго́в) родился 9 января 1856 года в аристократической семье в Санкт-Петербурге. Чичаговы происходили из старинного русского дворянского рода, восходящего к XV веку. С детства Леонида отличала глубокая религиозность и мягкий характер. Следуя семейной традиции, он выбрал карьеру военного.

Сначала он получил образование в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем поступил в Пажеский корпус - самое привилегированное аристократическое учебное заведение тогдашней России, готовившее элитные военные кадры. Окончив его в 1874 году,  Леонид был зачислен на службу в Гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка. Уже тогда он удивлял товарищей тем, что соблюдал посты. В армии, согласно указу Петра I, делать это было вовсе не обязательно.

В 1877 году началась русско-турецкая война, в которой юный офицер принял активное участие. Он был в составе действующей армии на Балканах, сражался почти во всех основных кровопролитных боях, где проявлял личное мужество, храбрость и отвагу. За боевые и гражданские заслуги Л.М. Чичагов был удостоен множества российских и иностранных орденов и отличий, был произведен в чин гвардии поручика.

Возвратившись  с фронта в мирный Петербург,  Чичагов  находился под столь сильным впечатлением от пережитого на войне, что написал по этому поводу несколько книг: о героизме русских солдат, о смысле жизни, о смерти, сделав вывод, что «сила не в силе, а сила в любви». Кроме того, глубоко тронутый страданиями раненных бойцов, еще находясь на фронте, Леонид Чичагов приступил к изучению медицины, результатом чего явилось двухтомное сочинение «Медицинские беседы», содержащее многочисленные теоретические и чисто практические рекомендации по лечению множества болезней. Интересно, что разработанная им система лечения не потеряли своего значения и в наши дни. Это очень редкий случай, когда человек далекий от медицины не только досконально изучил ее секреты, но и создал практически новое направление в ней.

В 1878 году состоялась знаменательная для 22- летнего офицера встреча с великим пастырем Русской Православной Церкви - святым праведным Иоанном Кронштадтским. «Всероссийский батюшка» разрешил ряд волновавших Чичагова жизненных вопросов и стал его духовным наставником. Теперь самые важные решения в жизни (женитьба, смена военной карьеры на священническое служение, а затем – монашество) Леонид Чичагов  принимал только с благословения своего духовника…  

Кажется, сам Промысл Божий неуклонно подводил его к решению о принятии священного сана: Чичагов  талантлив, умен, быстро продвигается по службе, но что-то постоянно мучит его, подобная жизнь кажется ему ирреальной, вторичной рядом с истинным призванием человека. Всё более и более склоняется  он к мысли избрать иное, не военное служение. 

В 34 года он, полковник артиллерии, кавалер 14 российских и иностранных орденов, автор нескольких военно-исторических произведений  и – что было уж совсем необычным в конце просвещенного XIX века – состоявшийся врач-самоучка с обширной медицинской практикой, неожиданно для своих близких решает уйти в отставку, чтобы послужить Церкви. Надо ли говорить, что «высший свет» не понял и не разделил эти  устремления. В глазах общественности это выглядело как неоправданная порча карьеры. Настоящим потрясением такая перемена жизни была и для его супруги (к тому времени в семье Чичаговых родились четыре дочери). Ей, светской даме, давно уже привыкшей к укладу аристократической жизни, весьма трудно было представить себя в роли какой-то попадьи. И только после нескольких уговоров, которые вел Иоанн Кронштадтский, она, наконец, смирилась.

Вый­дя в 1890 году в от­став­ку, Лео­нид Ми­хай­ло­вич пе­ре­ехал с се­мьей в Моск­ву и при­сту­пил к изу­че­нию бо­го­слов­ских на­ук, го­то­вясь к ру­ко­по­ло­же­нию. В 1893 году он принял священнический сан и стал отцом Леонидом. Известно, что служил он в различных приходах Москвы, отдавая все свои силы и средства благоустроению храмов. 

В первые годы своего служения он также взял на себя одно из важнейших послушаний своей жизни: составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Многолетняя работа иерея Леонида – впоследствии архимандрита Серафима, которая  велась в свободное от основных церковных послушаний время, была им начата не случайно.   Чичагов глубоко чтил память Серафима Саровского.  Однажды, приехав в Дивеево, он услышал от блаженной Паши Дивеевской, что преподобный старец  велел передать Чичагову, что  «наступило время открытия его мощей и прославления». После этих слов и решился Чичагов написать книгу о саровском чудотворце. Используя свои связи в придворных кругах, он сумел передать «Летопись» императору Николаю II. Прочитав ее, Государь пришел к мысли о необходимости прославления Серафима Саровского в лике святых. В 1903 году по составленному Чичаговым представлению и благодаря поддержке императора Николая II состоялась канонизация и прославление преподобного старца Серафима.

Что касается самого Леонида Чичагова, во многом предопределили его судьбу испытания, выпавшие на его долю. В 1895 году, 36 лет от роду, умерла его супруга.  Оставшись вдовцом, батюшка стал задумываться о принятии монашества.

В 1898 году, оставив своих уже несколько повзрослевших дочерей на попечение доверенным лицам, Чичагов был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В августе 1898 года он принял монашеский постриг и получил имя Серафим.

За 40 лет своего служения владыка Серафим трудился во многих местах России: в Москве, Троицко-Сергиевой Лавре, Суздале, Новом Иерусалиме, Сухуми, Орле, Кишиневе, Твери, Ленинграде. Во всех вверенных ему епархиях, он занимался восстановлением разрушенных храмов и монастырей, возрождением духовной жизни народа. Он бесстрашно выступал на борьбу с революционной смутой, сектантством и расколами всякого рода, деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни. Главным делом своего служения владыка считал проповедь Слова Божия. И свое продолжение эта проповедь находила во многих его произведениях, как талантливого писателя, историка, философа, художника и музыканта.

Февральскую революцию епископ Серафим, к тому времени Владыка Тверской епархии, встретил резко отрицательно. Бунт есть бунт, а присяга есть присяга. Для него, русского солдата, здесь вопросов не было.

Когда в мартовские дни 1917 года отречение Государя поставило под вопрос само дальнейшее существование Монархии, а Святейший Синод счел необходимым поддержать Временное правительство, святитель Серафим не стал скрывать своего отрицательного отношения к тому, что происходило в его родном Отечестве.  Стремясь отгородить святителя от вероятной расправы, Патриарх Тихон назначил его на Варшавскую кафедру. Однако разгоревшаяся гражданская, а затем и советско-польская война отрезали путь в Польшу фронтами и сделали отъезд святителя к месту его назначения технически невозможным. Чичагов  остался в Москве, испив вместе  со всей Церковью чашу гонений от безбожной власти (1921 — 1925 гг. он провел в тюрьмах и ссылках).

Последним местом святительского служения владыки Серафима был Ленинград, куда он был направлен для борьбы с раскольниками-обновленцами в 1928 году. В те богоборческие времена он призывал своих духовных чад не отвлекаться от Божьей Правды, не подчиняться злу.

В 1933 году отдавший все силы Ленинградской епархии 77-летний святитель Серафим подходил к концу своего архипастырского служения в качестве правящего архиерея. Телесные немощи владыки и все возраставшая к нему ненависть советской власти  побудили митрополита Сергия и Временный Патриарший Священный Синод 14 октября 1933 года издать указ об увольнении владыки на покой. Отслужив 24 октября в Спасо-Преображенском соборе, в храме своей юности, где когда-то он венчался со своей супругой, был старостой прихода, Божественную литургию, святитель Серафим навсегда покинул родной город.

Последние годы земной жизни владыка Серафим провел в Подмосковье, в двух комнатах загородной дачи. Там он постоянно принимал приезжавших к нему духовных чад, а также митрополитов Алексия (Симанского), будущего патриарха, и Арсения (Стадницкого)-  так или иначе, Чичагов продолжал оставаться в центре церковной жизни.

Наступил кровавый 1937-й год. В сентябре владыку арестовали в очередной и последний раз. Не пощадили даже его старость — ему было 82 года. Ввиду того, что арестованный не мог самостоятельно ходить, его вынесли на носилках, а затем, на машине скорой помощи, перевезли в Таганскую тюрьму. Не признавший своей вины, не назвавший на допросах ни одного имени, с формулировкой: «за причастность к контрреволюционной монархической организации» митрополит Чичагов был приговорен к расстрелу.

Сообщается, что владыка встретил смерть не только как истинный воин Христов, мученик за Веру, но и как подлинный офицер: не преклонив пред палачами главы, не замарав чести христианской и архипастырского достоинства.


Цитата дня:

 

 

 

Преп. Силуан

Афонский:

«Можно много

поститься,

много молиться

и много

добра делать,

но если при этом

будем тщеславиться,

то будем подобны

бубну,

который гремит,

а внутри пустой».