Новости
18.01.2025
18.01.2025
08.01.2025
07.01.2025
07.01.2025
|
Новости
« Все новости
Рождественский пост - время покаяния 28.11.2020 00:00
Рождественский пост - время покаяния С 28 ноября, ровно за 40 дней до Рождества Христова, у православных начинается Рождественский пост. Это последний многодневный пост в году. Православная церковь предписывает в эти дни не употреблять мяса, яиц, молока, животного масла. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу запрещено и масло растительное. Рыба разрешается только в субботние и в воскресные дни, а также в церковные праздники. Однако не только в отказе от определенного рода пищи заключена главная цель поста: важно очистить не только тело, но и душу. «Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления», — так характеризовал его суть Иоанн Златоуст. Что представляет из себя время поста? На что в первую очередь обратить внимание в духовной жизни? Как испросить у Господа прощение своих грехов? На эти и другие вопросы о Рождественском посте отвечает настоятель православного прихода Михаила Архангела епископ Серафим.
- Современный человек, как мне кажется, действительно намного слабее своих предков, показывавших удивительные примеры воздержания. И поститься посреди мира, конечно, намного труднее, чем в монашеской обители: порой в семье кто- то пришел к Богу, а кто- то- нет, или же человек проводит большую часть времени на работе и непросто найти возможность приобрести постную пищу. Но ведь трудно- не значит «невозможно»! Да и что будет легко никто и не обещал! Пост – это подвиг, это серьезная работа над собой. И если христианин полон решимости -поверьте, все препятствия преодолимы. Замечательно о посте говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Гордый человек в самообольщении почитает себя чем-то значительным, но как только оказывается стесненным его чрево, становится очевидным, что он является его рабом. Пост -одно из средств от этого рабства освободиться». Другое дело, если человек болен и не имеет физических сил, чтобы соблюдать пост. В этом случае отступления от принятого Церковью Устава возможны. Лучше всего согласовать это со священником, испрашивая его благословения и совета. Но мы сейчас с вами говорим о «телесной» стороне поста. Ограничивая себя лишь в еде- душу не очистишь. Постясь «телесно», надобно поститься и «духовно». А это значит- нужно забыть на время всякого рода развлечения, увеселения, постараться избавиться от гнева, вспыльчивости, раздражения. У каждого из нас есть свои страсти и «страстишки», которым мы потакаем. Очень важно во время поста от всего этого воздержаться! Пост- время, когда нужно изо всех сил собраться, жить более цельно, более строго к себе, более внимательно. Покопайтесь в своей душе: все ли я делаю правильно, всегда ли поступаю по Законам Божиим, чего я мог бы не делать или делать гораздо меньше? Каждый пост- это возможность измениться сейчас, а не потом или в старости. Другими словами пост- это средство, помогающее очистить душу и стать ближе к Богу.
- Нельзя забывать, что пост- это время не только подвига, но и время искушений. Как бы нам этого ни хотелось, измениться, стать лучше в одночасье вряд ли получится. У каждого свой «скелет». Кто- то не может перестать завидовать, другие леность свою преодолеть не в силах, третьим трудно справиться с голодом, поэтому и раздражаются по поводу и без. Что делать? Читайте святых отцов, молитесь чаще. Вообще постом верующие обычно увеличивают свое молитвенное правило: читают псалтырь, полагают земные поклоны, стараются не допускать в правиле каких- то упущений или сокращений. Рождественским постом очень важно подготовиться к исповеди особенно серьезно, особенно глубоко постараться вникнуть в тайники зла, которые коренятся в нашей душе, исследовать их и принести Богу должное покаяние. - Отец Серафим, как же суметь увидеть все свои грехи? - Увидеть грех действительно не просто. Многие считают себя верующими, ходят в церковь, молятся, а каяться по-настоящему не умеют: не видят своих грехов. Поэтому и приходится слышать порой: "грешна, батюшка, во всем!" Как это во всем? Подобное "смирение" чаще всего ложное. это лишь попытка создать впечатление раскаяния. Грех всегда конкретен, поэтому и покаяние должно быть таким же. Чем праведнее человек, тем большее число грехов он сможет увидеть в себе, тем от большего их груза он сможет избавиться через покаяние. Если же не видите своих грехов - это дурной знак. Это значит, что душа в тяжелом состоянии. Церковь предлагает читать замечательную молитву, в которой говорится: "Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь." Эта молитва открывает нам еще один очень важный секрет: пока мы осуждаем других, мы не можем судить самих себя. А мы должны судить только себя, стараясь увидеть зло только лишь в себе самом. Есть и другая крайность: в то время, когда один своих грехов не видит, другой приходит на исповедь с исписанной тетрадью, где перечисляется даже то, в чем человек не виновен. Во всем должна быть мера, и эту меру познаешь лишь из опыта. Нужно стремиться к тому, чтобы душа была спокойной, чтобы совесть не мучила, чтобы на сердце было светло. - А можно ли отмечать Новый год? С одной стороны, этот праздник мы привыкли тепло и радостно встречать с детства, с другой - это время, когда уже наступают дни особенно строгого поста перед Рождеством Христовым. Как быть, если хочется и родственников своих не обидеть и не нагрешить? - В самой идее отмечать Новый год нет ничего дурного. И Церковные правила не запрещают верующим людям собираться вместе за праздничным столом. Вопрос состоит не в том- праздновать Новый год или нет, а как именно вы собираетесь это делать. Если мы говорим о радости напиться, или же радости слушать непристойные анекдоты и смеяться при этом- такая радость не только православному, но и далекому от церкви человеку может принести только вред и разрушение личности. Другое дело- благопристойное семейное празднование. Сегодня, когда люди разобщены, новогодняя ночь- прекрасный повод встретиться с близкими, пообщаться, поблагодарить Бога за прошедший год , испросить благословение на год грядущий. И, пожалуй, не грех в этом случае и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандарина скушать. Главное, чтобы все было в меру, по тому определению, которое предложил нам преподобный Амвросий Оптинский: «Смотри, Мелитона, — держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».
- В Рождественский сочельник, 6 января, - строгий пост. Многие верующие, несмотря на то, что традиция эта Уставом не предписана, вообще не вкушают пищи. Вечером этого же дня православные отправляются в храм, где проходят торжественные Богослужения. Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской - можно отведать сочиво (постное блюдо из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня: "сочельник". Разговляются православные, поздравляя друг друга с Рождеством, лишь после праздничного Богослужения, в ночь с 6 на 7 января. Но это вовсе не значит, что с этого момента можно пускаться "во все тяжкие". Важно не растерять то немногое, что удалось собрать во время Рождественского поста и не соскользнуть вниз со ступеньки в нашем восхождении к Богу.
|
Цитата дня:
Прп. Макарий Великий:
"Обитель, или упокоение Духа, есть смирение, любовь, кротость и прочие Заповеди Господни".
|