Новости
08.01.2025
07.01.2025
07.01.2025
06.01.2025
06.01.2025
|
Новости
« Все новости
Святитель Афанасий (Сахаров): «А тюрьмы нам нечего бояться…» 28.10.2022 00:00
Святитель Афанасий (Сахаров): «А тюрьмы нам нечего бояться…» 28 октября - день памяти удивительного и великого угодника Божия священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Житие его общедоступно. Оно поражает теми страшными скорбями, которые выпали ему в жизни. Но гораздо больше этих скорбей потрясает то великое смирение, радость и упование на Бога, помогавшие святителю благодушно и светло переживать все тяготы и лишения судьбы. Сергей Сахаров – таким было мирское имя епископа Афанасия. Он родился 2 июля 1887 года в селе Царёвка Тамбовской губернии в семье с традиционным провинциальным укладом. Ребенок охотно ходил в храм и очень любил торжественное архиерейское богослужение, а дома играл «в церковь», изображая службу: кадил, благословлял и т. д. На вопросы, кем он хочет стать, мальчик без колебания отвечал: «Архиереем». В 9 лет он поступил в Шуйское училище, затем - во Владимирскую семинарию. Потом была учеба в Московской духовной академии (здесь Сергей Сахаров принял монашеский постриг с именем Афанасий), преподавание, участие в работе Поместного собора, после которого иеромонах Афанасий вернулся во Владимирскую епархию. Архиереем он стал в 1921 году - это был период жестокого преследования православных, глумления над мощами святых, ограбления церквей. Кроме того, большие обороты набирало обновленческое движение, храмы отбирали так называемые «живоцерковцы», поддерживаемые советским руководством. Против этого церковного раскола активно выступал епископ Афанасий, призывая свою паству не отлучаться от истинной Церкви. Первый раз его арестовали всего через семь месяцев после хиротонии - по делу, связанному с изъятием церковных ценностей. Епископа приговорили к одному году заключения, но по амнистии он был освобожден раньше. Однако в том же году владыку вновь ждал арест - теперь за борьбу с обновленческим движением. По возвращении из ссылки, ему поставили ультиматум: оставить управление епархией или покинуть город. Ни одного из этих требований Афанасий Сахаров не выполнил. Арестованный в 1927 году, он находился во Внутренней тюрьме ОГПУ в Москве вместе с митрополитом Сергием (Страгородским), потом был отправлен в Соловецкий лагерь. В 1930 году его ждал следующий этап: тюрьма «Кресты» в Ленинграде, тюрьмы в Новосибирске и Красноярске, ссылка в Туруханский край. Лишь в августе 1933 года владыка вернулся во Владимир. В 1936 году за «связь с Ватиканом» – новые мытарства: пять лет Беломорско-Балтийских лагерей. Затем целым списком последовали другие тюрьмы и лагеря: Онежские, Каргопольские, Сибирские, Мариинские, Темниковские, Дубравлаг. Всего в них Афанасий Сахаров провел 33 года своей жизни. Приходилось ему работать и на лесоповале, и на строительстве дорог, и лапти плести, и убирать навоз. И за все это время он ни разу не возроптал, не озлобился и не пришёл в уныние. Каждый раз, возвращаясь с допросов после долгих избиений, епископ первым делом принимался благодарить Господа. Потерпеть какую-то скорбь ради Него он считал для себя честью. На свои условия священноисповедник никогда не жаловался. Он считал, что людям, которые остались на свободе, было гораздо тяжелее. Вот фрагмент из его письма, написанного в Таганской тюрьме, где он ожидал отправления в ссылку: «А вот я смотрю сейчас на заключенных за дело Христово епископов и пресвитеров, — писал он матери, — слышу о православных пастырях, в других тюрьмах находящихся, какое спокойствие и благодушие у всех. <…> А тюрьмы нам нечего бояться. Здесь лучше, чем на свободе, это я не преувеличивая говорю. Здесь истинная Православная Церковь. Мы здесь как бы взяты в изолятор во время эпидемии. Правда, некоторые стеснения испытываем. Но — а сколько у Вас скорбей. <…> И поэтому, когда я получаю соболезнования моему теперешнему положению, я очень смущаюсь. Тяжело положение тех православных, которые сейчас, оставаясь на свободе, несут знамя Православия. Помоги им, Господи». Удивительно, но в поистине нечеловеческих условиях епископ Афанасий не только не сломился, но и сохранил своё природное чувство юмора. Когда он отбывал заключение в Уст-Сысольске, то вместе с другими архиереями жил в маленькой избе. Места было мало, а поскольку владыка Афанасий был самым младшим из них, то койку ему пришлось устраивать себе за печкой. Тогда он сам в шутку стал называть себя епископом Запечским. В тюрьме владыка научился искусно делать иконы и кресты для священников. Интересно, что ему удавалось совершать службу и во всём следовать Уставу. Суточный круг богослужения он проходил ежедневно по памяти. Никогда не давал себе поблажек относительно положенного поста. «Я не созерцатель, я уставщик и буквоед», – говорил он сам о себе. В письмах епископ Афанасий признавался, что самым большим его желанием было упорядочить, дополнить и исправить церковные службы, чтобы облегчить их понимание современными богомольцами. Находясь в заключении, очень много трудов Афанасий Сахаров понес в сфере литургики. Среди них: «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви», «Указания при архиерейском служении». Владыка также написал несколько чинопоследований молебных пений, им в соавторстве была составлена служба Всем святым, в земле Русской просиявшим. Примечательно, что впервые эта служба в исправленном своем варианте прозвучала в камере Владимирской тюрьмы. Фактически срок лагерного заключения епископа Афанасия закончился 9 ноября 1951 года. Однако после этого его насильно поместили в дом инвалидов в Мордовии. Условия там были не лучше, чем в тюрьме. Оттуда он смог освободиться только благодаря своему давнему другу и духовному сыну – Егору Егоровичу Седову, который оформил опекунство и привез святителя к себе домой, в г. Тутаев. Епископ сразу же восстановил связи со своими старыми знакомыми в Москве, Загорске (ныне – Сергиев Посад), Сыктывкаре, Владимире, многих других городах и селах, написал обстоятельное письмо патриарху Алексию и составил послания к пастве с призывом не уклоняться от участия в богослужениях и таинствах в храмах Московской патриархии. Последние годы жизни святитель жил на покое в подмосковных Петушках. В реабилитации ему было отказано. Служители церкви по-прежнему оставались врагами, в правильности осуждения которых власти не сомневались. Ему было позволено служить в местном храме, но только при закрытых дверях и без архиерейского облачения – он от этого отказался. Проводил время в домашней молитве, в беседе с людьми, которые к нему приезжали; также он спешил закончить свои некоторые церковные труды. Близость своей смерти владыка предчувствовал. За несколько дней до этого он неожиданно спросил у своей келейницы: «День? Час?» И после ее ответа произнес: «Воскресенье, восемь часов». Так и произошло. Епископ Афанасий тихо отошел ко Господу 28 октября 1962 года в восемь часов утра. Это было воскресенье. Известно, что последними словами, которые он произнес, были: «Молитва вас всех спасет!»
Цитаты и наставления из писем святителя Афанасия (Сахарова)
Всякая скорбь и теснота искупают наши грехи. Здесь поскорбим – там облегчение будет. *** Некоторая оставленность иногда попускается Господом для нашего испытания, для усиления и укрепления нашей веры. *** Безмерная печаль опасна тем, что она ослабляет Нашу веру в Божие о нас попечение. А без этой веры и Господь нам помочь не сможет. Святые отцы говорят: «Господь создал нас без нас, а спасти нас без нас Он не может». *** О грехах надо всегда памятовать, но никогда не надо унывать. Много у нас грехов, но милость Божия безмерна. *** Злом зла никогда не уничтожишь. Зло боится только любви, боится добра. *** Христианину можно и должно иметь «суждение», не допуская его перейти в «осуждение». Святые отцы все советуют делать с рассуждением. *** О ненужном никому и бесполезном нашем существовании, я думаю, нам и думать не следует. Если Господь дал нам жизнь, поставил нас в известные условия и жизнь нашу не прерывает, значит, жизнь наша для кого-то и для чего-то нужна. *** Корабль Иисусов не захлестнут никакие волны. Только надо быть на этом корабле, надо держаться его. «Вне церкви нет спасения. Кому Церковь не мать, тому Бог не отец», – говорили святые отцы. *** Нам не должно высчитывать, когда придет день Господень. Нам должно вести себя всегда так, чтобы всякий день, всякий час, всякую минуту быть готовыми услышать: «Се Жених грядет. Исходите в Сретение Ему». |
Цитата дня:
Прп. Макарий Великий:
"Обитель, или упокоение Духа, есть смирение, любовь, кротость и прочие Заповеди Господни".
|