Новости

Новости

« Все новости

17 июля - День памяти Царской семьи 17.07.2023 00:00

17 июля - День памяти Царской семьи

«Царственные страстотерпцы» - так после причисления к лику святых Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая II и его семью: императрицу Александру Федоровну, царевича Алексея, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. Они были канонизированы за подвиг мученичества: в ночь с 16 на 17 июля 1918 года по приказу большевиков их вместе с придворным врачом и слугами расстреляли в доме Ипатьева в Екатеринбурге. Свою смерть члены царской семьи встретили, как истинные христиане -  молясь за своих врагов…

2 стр царская семья (2)

Канонизация членов Царской семьи вызвала в свое время споры, растянувшиеся на десятилетие. Камнем преткновения был явно политический характер расправы с представителями императорского дома — многие не видели в этой трагедии исповеднического христианского подвига. Однако, собранные в результате свидетельства немногих очевидцев последних месяцев жизни царской семьи, убеждают в обратном.

Последний российский император отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Летом 1917-го «ввиду возможных беспорядков» узников отправили в ссылку в Тобольск.

Находясь под арестом, представители Царской семьи держались с большим достоинством, стойко перенося все невзгоды, не теряя веры: «Хотя тьма и мрак теперь, но солнце ярко светит в природе и дает надежду на что-то лучшее. Вы видите, мы веру не потеряли, и надеюсь никогда не потерять, она одна силы дает, крепость духа, чтобы все перенести. И за все надо благодарить, что могло бы гораздо хуже…»; 

По возможности в семье старались сохранить привычный жизненный уклад. Каждый день начинали с общей молитвы, собственными силами продолжали обучение наследника цесаревича и младших великих княжон: государь император взял на себя историю и географию, государыня императрица – Закон Божий, а другие предметы были распределены между лицами свиты и приближенными. Много гуляли, работали, рубили, пилили и складывали дрова, вязали, шили, вышивали, рисовали, читали. Большим утешением для государя, государыни и детей в Тобольске была возможность посещения церкви, чего они были лишены в Царском селе.

По свидетельству воспитателя царевича Пьера Жильяра, Николай мучился раскаянием в своем отречении: «Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской крови… Императору мучительно было видеть теперь бесплодность своей жертвы и сознавать, что, имея в виду тогда лишь благо родины, он принес ей вред своим отречением», -  писал швейцарец в воспоминаниях.

Весной 1918 года царскую семью перевели в Екатеринбург. Об этом периоде ссылки известно немного: сохранились лишь несколько записей в дневнике императора и показания свидетелей по делу об убийстве. 

2 стр царская семья (1) В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. Чтобы изолировать Царскую семью от внешнего мира, дом был обнесен двумя высокими заборами, совершенно закрывавшими его со стороны улицы и придававшими ему вид настоящей тюрьмы-крепости. Окна были замазаны белилами, так что Царственные узники не могли видеть даже неба. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними.  Охрана воровала царские вещи и продукты, присылаемые арестованным монахинями женского Ново-Тихвинского монастыря, имела в любое время доступ во все комнаты. Все движения узников подсматривались, все слова подслушивались.

Заключенные мужественно принимали свою участь. В своем письме княжна Ольга пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до их расстрела - 14 июля 1918 года. Когда запели молитву «Со святыми упокой...» мученики все как один неожиданно стали на колени. В тот день, по свидетельству очевидцев, они выглядели как-то необычно угнетенно. Словно предчувствуя близкий конец, они пропели погребальную песнь над самими собой...

Из дневника Николая II: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!»

В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место. Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп.

«Государь и государыня верили, что умирают мучениками за свою Родину, -  писал в воспоминаниях воспитатель царевича.  -  Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись».

Когда было объявлено о расстреле, Святейший Патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды. И сам на панихиде в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных. И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги. Генеральная прокуратура России открыла уголовное дело и в ходе следствия подтвердила, что это действительно узники Ипатьевского дома. После нескольких лет исследований и общественных споров, 17 июля 1998 года, мучеников захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.

В 1981 году Царская семья была прославлена (канонизирована) Русской Православной Церковью за рубежом, a в 2000 г. на Юбилейном Архиерейском соборе - Русской Православной Церковью.

2 стр царская семья (3) «Еще задолго до прославления, -  пишет в своей книге «Ввысь к небесам» писатель Владимир Крупин, - люди молились царю-мученику. Сейчас выходят сборники о чудесах исцелений и помощи Божией по молитвам святому угоднику Божию Николаю. Поместный собор Русской Православной Церкви, канонизируя царя и семью, только подтвердил волю народа. Шоу с захоронением якобы царских останков, в котором отказался принять участие патриарх Алексий II, никоим образом не умалило поклонение царю. Какие могут быть останки, если еще праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Могилы царя не ищите». Какие останки, если одной только соляной кислоты для уничтожения трупов было выписано «четыре пуда»? Прятать улики большевики умели. Но сказано было Господом: «Не прикасайтесь к помазанным моим и в пророках моих не лукавствуйте». А царь так и называется: Божий помазанник. Где теперь убийцы? Погибла память их «с шумом», как говорит Псалтирь, а имя царя вознеслось над православной Россией, и никогда уже не будет ему забвения…»

В традиции Русской церкви «страстотерпцами» называют тех святых, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников, как святые благоверные князья Борис и Глеб, Игорь Черниговский, Андрей Боголюбский, Михаил Тверской, царевич Димитрий.


Цитата дня:

 

Прп. Макарий

Великий:

 

"Обитель, или упокоение

Духа, есть смирение,

любовь,

кротость и

прочие Заповеди

Господни".