Новости
|
Новости
« Все новости
«НЕ ВСЯКОЕ ДОБРО БОГУ УГОДНО…» 18.01.2022 11:00
«НЕ ВСЯКОЕ ДОБРО БОГУ УГОДНО…» На северо-западной окраине Руси, в нынешней Псковской области, есть древний город Печоры. Еще в XIV столетии здесь зародилась монашеская жизнь. Иноки, уединившиеся в местных пещерах, основали обитель, вскоре ставшую одной из самых известных на Руси - Псково-Печерский Успенский монастырь, прославившийся целым сонмом святых, многих из которых описал Тихон (Шевкунов) в своей знаменитой книге «Несвятые святые». В том числе - преподобного Симеона (Желнина), свидетеля нескольких эпох.
Отец Вассиан пережил в Псково-Печерской обители тяжелые революционные годы. Но в 1920 году Печоры были отданы Эстонии, и именно поэтому полного разорения монастырю удалось избежать. В годы революции правящий епископ хотел поставить отца Вассиана наместником монастыря. Но тот по своему смирению отказался и испросил пострижения в великую схиму. В 1927 году он принял схимнический постриг с именем Симеон и был назначен духовником братии и паломников Псково-Печерской обители. Настоятель привел его в сырую и темную келью - по сути в пещеру, выкопанную в горе, - и сказал: «Вот тебе келья - здесь и умрешь». Так и вышло спустя 33 года, проведенных батюшкой в непрестанных трудах и молитвах. Еще совсем недавно в Псково-Печерской обители, не закрывавшейся даже в годы хрущевских гонений, подвизались ученики старца Симеона. По сей день здесь свято хранят память об этом великом подвижнике, который за свое смирение и любовь к ближнему удостоился даров Святого Духа – прозорливости и способности исцелять душевные и телесные недуги. Вот подборка его высказываний: посмотрите, как в этом простом человеке, едва ли не современнике нашем, живёт мудрость древних подвижников; его слова того же духа, той же силы, что и слова многих светочей Православия.
ОБ ОСУЖДЕНИИ: † Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит. † Осуждаем мы наших ближних оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, своими недостатками, грехами, страстями, тому некогда замечать за другими. Помня собственные грехи, о чужих мы никогда не подумаем. Безумно оставить своего мертвеца, свою душу, и идти плакать над мертвецом ближнего. † Язык осуждающего злее ада: даже ад возьмёт только злых, а язык пожирает и злых и добрых. † Строгий суд о ближнем показывает не доброжелательство, а ненависть к человеку. † Возьмём одно правило для себя: осуждающим не верить; и другое: никогда не говорить худо об отсутствующих. † Краткий путь ко спасению — не осуждать. Вот путь — без поста, без бдения, без труда.
О МУДРОСТИ: † Не всякое добро угодно Богу, а только сделанное правильно, с рассуждением: как говорят — «в разуме». Например, можно поститься, но с ропотом на пост, или на пищу, или на приготовителя пищи, поститься — и гордиться или тщеславиться; можно поститься — но осуждать не постящихся, поститься — от «мёртвого» мяса, но есть — «живое»: языком обижать или осуждать ближнего. Можно исповедоваться в грехах — но утаить грех, или не простить обидчика, или не иметь веры, что грехи тебе простятся. † К мудрости относятся: мудрое употребление времени, беззлобие, смирение, память смертная, трезвение духовное; мудрость — знать, когда сказать, а когда промолчать; мудрость ещё заключается в выборе друга и вообще лица, которому можно было бы доверить свою душу.
О ЛЕНОСТИ: † Смерть напоминай себе: что будет, если в лени она придёт? † Хлеб будешь есть смелее, если потрудился. † Очень и очень хорошо, что бывает временами у тебя много дел, — не смущайся, проси Бога, чтобы всегда так было.
НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЙ ИЗ ЖИЗНИ ПРП.СИМЕОНА
— А почему никто из города не приходит, не заказывает молебнов, не совершают крестного хода, им что — не нужен дождь? Видно, придётся выйти из монастыря, хотя уже 65 лет не был за его стенами. Только не забудь захватить зонтик. Екатерина пришла в назначенный час, но зонтика не взяла, так как усомнилась в словах старца. Батюшка спросил у неё: — А где зонтик? — Какой зонтик, батюшка, уже месяц нет дождей, сушь какая! Старец, ничего не сказав, взял свою палочку и направился с Екатериной за пределы монастыря. Поднялись на гору, вышли в поле — и вдруг начали собираться тучи и довольно скоро пошёл проливной дождь. Спутница батюшки, промокшая до нитки, не раз вспоминала о зонтике, который велел ей взять старец. И сам батюшка нарочно не взял зонтика, желая проучить непослушницу. ††† Однажды утром батюшка читал правило. В это время к нему в стену стал стучать отец Серафим, говоря: — Что вы там, батюшка, делаете? До меня доносится необыкновенное благоухание! Батюшка не ответил. Когда отец Серафим вошёл, старец ему сказал: — Это дымок из печки тянется, а тебе показалось благоухание. ††† Пришла к старцу молодая послушница за благословением на постриг. Старец ей говорит: — Видишь посох? Возьми его и иди, паси своё стадо! Та ушла, не уразумев слов старца. А потом она стала игуменией монастыря. ††† Приехала в Печоры женщина — профессор из Ленинграда. Ей посоветовали сходить к старцу Симеону. Она прежде всего спросила, учёный ли батюшка. Ей ответили, что нет. — Тогда мне у него нечего делать; а есть ли у вас учёные монахи? Её послали к отцу Серафиму. Через несколько минут она вернулась и сказала: «Он ничего внятного не сказал и захлопнул дверь». Тогда ей всё же посоветовали зайти к батюшке получить благословение из уважения к его сану. Тогда она вошла в келью и не выходила несколько часов. Уже большая очередь собралась, многие роптали. Наконец эта женщина вышла из кельи смеющаяся и начала вслух перечислять достоинства батюшки: «И добрый, и умный, и великий, и духовный, и прозорливый, и красивый…» И ещё много всяких похвал и восторгов. Пробыла она в обители три дня и все эти дни провела у ног батюшки. Уехала она из монастыря окрылённая и благодарила Бога, пославшего ей такого чудного духовного старца и наставника. После этого она постоянно приезжала в Печоры, стала духовной дочерью старца…
Последние дни перед своим преставлением старец очень ослабел, но людей продолжал принимать. На вопрос духовных чад своих, на кого он их покидает, ответил: «На Матерь Божию». И наставлял всех любить друг друга, прощать все обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху, и надо так прощать, чтобы человек знал, что ты ему простил. Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своем преставлении ко Господу. По откровению от Господа он ждал смерти 15 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий, навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины его. «Хорошо,– ответил ему смиренный старец,– ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему». Так и вышло: почил старец в крещенский сочельник (18 января), а хоронили его уже после праздника Крещения. |
Цитата дня:
Свт. Иоанн Златоуст: "Сила молитвы всегда велика, но если молитва соединяется с постом, то делает душу еще более сильною"
|