Новости

Новости

« Все новости

Святитель Лука Войно-Ясенецкий: откуда сила? 11.06.2020 00:00

Святитель Лука Войно-Ясенецкий: откуда сила?

2 стр лука (4)

 

Он получил прекрасное медицинское образование, но уехал в глубинку простым земским врачом. Мог сделать блестящую карьеру, но принял священнический сан в разгар гонений. Прошел лагеря и ссылки, но в итоге получил Сталинскую премию. Смело обличал преступления богоборцев, но не был противником советской власти. Все это - святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Дни памяти великого христианского подвижника XX столетия церковь празднует 18 марта и 11 июня

 

 

Несколько  фактов из жизни уникальной личности

ЧТО ЗНАЧИТ СТРАННАЯ ФАМИЛИЯ?

Войно-Ясенецкие - старинный дворянский род, представители которого в разное время владели обширными имениями в Польше и Западной Украине. К началу XIX века род обеднел, и про своего деда, мельника, святитель Лука писал: «курная изба, лапти, на медведя с рогатиной». Отец святителя был католиком, честным, добрым человеком и неудачливым аптекарем. Мать страстно занималась благотворительностью, помогала арестантам, раненым.  Своего третьего ребенка - Валентина  (святитель Лука родился в 1877 году в Керчи) - как и остальных четверых, она воспитала в православии.  Валентин отличался от своих сестер и братьев: был замкнутым, молчаливым. Его томили нравственные вопросы.

ХОТЕЛ СТАТЬ ХУДОЖНИКОМ, А СТАЛ ВРАЧОМ

2 стр лука (2) О медицине гимназист Валентин не помышлял.  Зато с детства мечтал о профессии художника. Окончив Киевскую художественную школу и проучившись некоторое время живописи в Мюнхене, святитель вдруг… подает документы на медицинский факультет Киевского университета. «Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», - вспоминал архиепископ Лука. В университете Валентин учился блестяще.  Ему  прочили карьеру ученого, а он заявил: «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским мужицким врачом, помогать бедным людям». 

ХИРУРГ ОТ БОГА? ДА, ПЛЮС ПОСТОЯННАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ

Гениальность Валентина Феликсовича как хирурга поражала и больных, и коллег: очевидцы рассказывают, что его руки, даже когда архиепископу Луке исполнилось 60, были «необыкновенно точны, соразмерны и виртуозны».  Оперировал святитель-хирург 68 лет! Редкостным было и отношение доктора к больным. «Приступая к операции, - учил он будущих хирургов, - надо иметь в виду не только брюшную полость и тот интерес, который она может представлять, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется «случаем». Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле. Поэтому не только выполните важную задачу подкрепить сердце камфарой, но позаботьтесь о том, чтобы избавить его от тяжелой психической травмы: вида операционного стола, разложенных инструментов, людей в белых халатах, масках - усыпите его вне операционной. Позаботьтесь о согревании его во время операции, ибо это чрезвычайно важно».

ЖЕНИТЬБА И МОНАШЕСТВО

Когда-то в молодости будущего архиепископа пронзили в Евангелии слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало». Но о священстве, и тем более о монашестве, он помышлял, вероятно, еще меньше, чем в свое время о медицине. Работая во время русско-японской войны на Дальнем Востоке, военно-полевой хирург Войно-Ясенецкий женился на сестре милосердия  - «святой сестре», как ее называли коллеги, - Анне Васильевне Ланской, которая покорила его не столько своей красотой, сколько исключительной добротой и кротостью характера.  Два врача просили ее руки, но Ланская, дав обет безбрачия, им отказала, а вот перед Валентином Феликсовичем не устояла. Родила четверых детей, помогала с больными и умерла в 1919 г., в тридцать восемь лет, от туберкулеза. Дети будущего архиепископа остались без матери. А для их отца открылся новый путь: через два года он принял священнический сан, а еще через два - монашеский постриг, с именем Лука.

БЕССТРАШИЕ В ВЕРЕ

В 1921 г. Войно-Ясенецкий появился в коридоре ташкентской больницы в рясе и с крестом на груди. Обратившемуся к нему по имени-отчеству ответил: «Валентина Феликсовича больше нет, есть священник отец Валентин». Надеть рясу в то время, когда люди боялись упоминать в анкете дедушку-священника, когда на стенах домов висели плакаты: «Поп, помещик, белый генерал - враги Советской власти», мог либо безумец, либо человек безгранично смелый. Безумным Войно-Ясенецкий не был...

Медсестра, работавшая с ним вспоминает: «Перед тем как начать операцию, он должен был обязательно перекрестить ассистента, операционную сестру, больного. Он делал так вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента…»

Однажды в ответ на приказ властей убрать из операционной икону главврач Войно-Ясенецкий ушел из больницы, сказав, что вернется только тогда, когда икону повесят на место. Конечно, ему отказали. Но вскоре после этого в больницу привезли больную жену партийного начальника, нуждавшуюся в срочной операции. Та заявила, что будет оперироваться только у Войно-Ясенецкого. Местным начальникам пришлось пойти на уступки: вернулся епископ Лука, а на следующий после операции день вернулась и изъятая икона.

Святитель  был превосходным и бесстрашным оратором - оппоненты побаивались его. Однажды, вскоре после рукоположения, он выступал в Ташкентском суде по «делу врачей», которых обвиняли во вредительстве. «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? - спросил  чекист Петерс. - Разве вы его видели, своего Бога?»  «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель, - отвечал святитель. - Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».  Колокольчик председателя потонул в долго не смолкавшем хохоте зала. «Дело врачей» с треском провалилось…

11 ЛЕТ ТЮРЕМ И ССЫЛОК

В 1923 г. отец Валентин принял монашеский постриг с именем Лука - в честь евангелиста Луки, врача. В том же 1923 г. был тайно рукоположен в епископы, а через неделю его арестовали - начался долгий период ссылок и тюрем, который в общей сложности составил 11 лет.  Но ни ссылки, ни лагеря, ни Великая Отечественная война не остановили его научную деятельность и его служение хирургом. «В самое трудное время, - писал святитель, - я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня».

ГЛАВНЫЙ ВРАЧ ГОСПИТАЛЕЙ И ЕПИСКОП БЕЗ ЦЕРКВЕЙ

2 стр лука (3) С началом Великой Отечественной войны ссыльный епископ Лука был назначен главным хирургом Красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви. «Раненые офицеры и солдаты очень любили меня,  - вспоминает владыка. - Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях, излеченные мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами».

После, получив, словно подачку, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.», архиепископ произнес ответную речь, от которой у партработников волосы встали дыбом: «Я вернул жизнь и здоровье сотням, а может, и тысячам раненых и наверняка помог бы еще многим, если бы вы не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей вине». Председатель облисполкома стал было говорить, мол, надо забыть прошлое и жить настоящим и будущим, на что владыка Лука ответил: «Ну нет уж, извините, не забуду никогда!»

ЖИЗНЬ ВОПРЕКИ

С 44 лет, когда, исследуя трупы, хирург заразился возвратным тифом, он уже ни одного дня не чувствовал себя здоровым, болезни преследовали его. Преследовали, но не смогли победить. Святитель вернул жизнь десяткам тысяч больных, читал лекции (в рясе!), оставил 10 томов проповедей, написал 55 научных трудов (за труд "Очерки гнойной хирургии" епископ-хирург получил Сталинскую премию). Даже полностью ослепший архиепископ Симферопольский продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, проповедовать и руководить епархией.

Скончался святитель 11 июня 1961 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

В одной из проповедей святителя есть такие слова:  «Вы спросите: «Господи, Господи! Разве легко быть гонимыми?» А я скажу вам: «Легко, и чрезвычайно легко». А почему легко? Почему легко идти за Господом по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос; потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом; потому что Он Сам будет поддерживать тебя, помогать нести это бремя, этот крест».  


Цитата дня:

 

Прп. Макарий

Великий:

 

"Обитель, или упокоение

Духа, есть смирение,

любовь,

кротость и

прочие Заповеди

Господни".