Новости

Новости

« Все новости

С 14 ПО 27 АВГУСТА – УСПЕНСКИЙ ПОСТ 14.08.2020 00:00

С 14 ПО 27 АВГУСТА – УСПЕНСКИЙ ПОСТ

САМА ПРЕЧИСТАЯ ПОСТИЛАСЬ В ЭТИ ДНИ

Про Великий пост сегодня знают практически все, его пытаются соблюдать даже те, кто далек от церкви.  А вот в чем смысл Успенского поста? Услышав о нем,   некоторые  недоумевает: зачем так часто отказываться от удовольствий? 

4 стр дополнительно (5) Ещё в XII столетии на Вселенском церковном Соборе был установлен пост, приуроченный к одному из самых почитаемых в Православии праздников: Успению Пресвятой Богородицы. Если говорить точнее - «официально» для всех православных христиан он был закреплен в 1166 году.

Почему именно к Успению Матери Божией? Согласно библейскому преданию, Дева Мария до конца своих земных дней жила в Иерусалиме и часто ходила молиться в Гефсиманский сад. И именно здесь перед Ней явился Архангел Гавриил, который возвестил об окончании Её земного пути и вознесении в обитель Божью. Услышав благую весть, Пречистая отправилась домой и начала готовиться к переходу в мир иной с помощью усиленных молитв и поста! Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас…»

Для нас, православных христиан, суть Успенского поста — это подражание житию Богородицы и Её духовным подвигам, воспевание Её в молитвах, отказ от пищи животного происхождения и очищение души от грехов и дурных помыслов.

Самый короткий среди других многодневных постов, Успенский пост по строгости правил находится на втором месте после поста Великого:  полный отказ от мясных продуктов, молока и яиц. В понедельник, среду и пятницу разрешается только сухоядение, во вторник и четверг - вареная пища без масла.  Масло можно добавлять в пищу в субботу и в воскресенье.

«Пост, пост, опять пост... сколько можно», — скажет кто-то. Ответим на это словами архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В одной из бесед с молодым монахом, сетующим на трудности поста, после его доводов, что, дескать, Римо-Католическая Церковь посты отменила,  архимандрит оживился: «Отменили? И правильно сделали! Постятся те, кто ещё надеется спастись! А римо-католические прелаты прекрасно знают, кто они и по какому пути идут. Так зачем же им поститься? Зачем изматывать себя? Пусть хоть здесь в удовольствие поживут. Им-то на что надеяться?»

Надо ли говорить, что после этого разговора молодой монах изо всех сил старался неукоснительно держаться постных дней православного календаря…

Как и Великий, Успенский пост также строг к развлечениям - в императорской России, к примеру,  даже гражданские законы запрещали в это время  публичные маскарады, зрелища и спектакли. Но это вовсе не означает, что в дни Успенского поста нужно унывать, скорее наоборот – радоваться! Посмотрите, как прекрасна в это время года земля: разве не могут не радовать глаз яркая зелень травы и деревьев, радужные брызги цветов,  созревшие, налитые соком фрукты, овощи, ягоды, орехи, зерновые... соты, истекающие янтарным мёдом. И всё это изобилие можно употреблять в пищу. По субботам и воскресным дням допускается употребление вина (конечно, в незначительных количествах).  19 августа - в праздник Преображения Господня - постящиеся могут кушать рыбные блюда и рыбную икру.

«Однако, не забывайте об умеренности, -  учат нас святые отцы. - Наевшись до отвала, не до молитвы, не до чтения Евангелия, и не до размышлений о вечном…» Преподобный Серафим Саровский говорил: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс.33;15). Се есть христианский пост, какового Бог наш от нас требует. Покайся убо, и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься».

На Успенский пост выпадают три взаимосвязанных между собой праздника, объединённых общим названием — Спас: медовый Спас, яблочный Спас и Спас на полотне. Напомним, все они  связаны с событиями из жизни Спасителя, отсюда и берет свое название слово «Спас».

 

4 стр норм (2) 14 августа - медовый Спас. (Праздник Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня).

С этого дня начинается сбор мёда и его освящение в церквях. «На первый Спас и нищий медку попробует», - так издавна говорили в народе. Кроме освящения меда, 14 августа  по давней традиции проводятся крестные ходы и освящаются водоёмы и колодцы.

 

19 августа - яблочный Спас  (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа)

На яблочный Спас по традиции было принято освящать виноград.  Однако, на Руси эти плоды заменялись нашими фруктами, в основном -  яблоками, поэтому и называется Спас «яблочным».  В этот день хозяйки  пекли  яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами - всем, чем одаривает сад, огород, лес.

 

29 августа - Спас на холсте (Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господня)

«Ореховый» или Спас на холсте  на Руси отмечался так: кроме церковного торжества открывался широкий торг полотнами. Базары расцветали, как весенние луга, ситцами, шелками, кисеёю, бархатом, сукном... В сельской местности в это время  шла подготовка к уборке и заготовке урожая.

 

Настоятель прихода Михаила Архангела о том, как в праздники, обрамляющие Успенский пост, не стать жертвой суеверий:

1 стр серафим (2) «Думаю, каждому истинно верующему человеку известно, что все три Спаса (медовый, яблочный, ореховый) в первую очередь напоминают нам  о Господе нашем, о необходимости Веры в Него. Зачем в эти дни приносят в церковь  мед, яблоки или орехи? Эта традиция пришла к нам еще с Ветхозаветных времен. В знак благодарности Богу  за все Его милости и щедроты было положено освящать первый урожай от всех плодов земных.

Примерно в середине августа пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев, отсюда - «медовый» Спас.  Затем  поспевали  виноград, яблоки, поэтому  второй Спас и получил название  «яблочный». И, наконец, к концу лета созревали орехи - «ореховый» Спас. Сегодня смысл освящения этих плодов существенно не поменялся. Вполне оправданно и похвально, если человек, чтобы поблагодарить Господа и испросить у Него благословения на дальнейшие труды, приносит в храм свой первый урожай.  Другое дело, когда обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является важным - внутреннее содержание - попросту забывается. Печально наблюдать, как, не понимая духовного значения праздника, не участвуя в жизни Церкви, люди, сломя голову, бегут на рынок за фруктами, орехами и медом, чтобы освятив и отведав их, избавиться в одночасье от всех невзгод и болезней. И ни в коем случае яблочко нельзя до 19 августа съесть - грех! В то время как заботиться надо вовсе не об этом.

Подумайте лучше о том, собираетесь ли вы в День Преображения исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению? А то, что вы скушали или не скушали яблоко, не сделает вас ни лучше, ни хуже.

 

С


Цитата дня:

 

Называй всякую вещь

своим именем...

 

прп. Амвросий

Оптинский