Новости

Новости

« Все новости

Что мы знаем о празднике Входа Господня в Иерусалим? 13.04.2025 00:00

Что мы знаем о празднике Входа Господня в Иерусалим?

Что значат слова, которые народ кричал Христу при въезде Его в Иерусалим – «Осанна в вышних»? Почему Господь воссел на ослицу и молодого осленка? Кто научил детей славить Христа и что мы празднуем в этот день?

Ответы на вопросы дают святые отцы.

 

2 стр  (4) - Знаете ли вы, что символизирует собой праздник Входа Господня в Иерусалим?

Святые отцы объясняют Вход Господень в Иерусалим как торжественное прибытие Царя-Христа в тот город, где Ему предстояло принять добровольные Страсти и Крестную смерть. Об этой связи говорит святитель Амвросий Медиоланский: он видит ее в том, что Христос вступил в Иерусалим в день избрания агнца, которого, согласно иудейской традиции, надлежало заколоть на Пасху.

Святитель Иоанн Златоуст отмечает связь этого события с чудом воскрешения Лазаря и с Воскресением Иисуса Христа. Он обращает внимание на Царское достоинство Иисуса, явленное в событии праздника. А также подчеркивает торжественность вхождения Христа в Иерусалим, которая резко выделяла это событие на фоне других случаев прибытия Христа в Иерусалим во время Его земной жизни.

Святитель Григорий Палама подчеркивает сверхъестественный характер события праздника, поскольку было явлено чудо – Сам Святой Дух устами детей и народа засвидетельствовал о Христе: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: Осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?»

В богослужебных текстах недели ваий говорится, что Сам Святой Дух научил детей воспевать хвалебную песнь Сыну Давидову при торжественном входе Его в Иерусалим. А святитель Иоанн Златоуст говорит: «Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети». Святой также добавляет, что «приступающие к Божественному учению должны быть детьми в душе своей» подобно детям, встречавшим Христа в Иерусалиме.

 

- Знаете ли вы, что Вход Господень в Иерусалим и воскрешение Лазаря связаны между собой?

Торжественная встреча Христа при входе в Иерусалим была обоснована, главным образом, недавним чудом воскрешения четверодневного Лазаря. Большинство людей, встречавших Христа («множество народа, пришедшего на праздник» (Ин. 12: 12)) – это люди, потрясенные чудесами Господа, в том числе и воскресением Лазаря, и спешившие увидеть его своими глазами. В этом усматривается связь между этими событиями и, как следствие, между соответствующими им церковными праздниками. Событие воскрешения Лазаря, согласно учению Церкви, предвозвещало Воскресение Христово, так же, как и Вход Господень в Иерусалим предвозвещал крестные страдания, смерть и воскресение Спасителя.

 

- Знаете ли вы, какими народными традициями характерен этот праздник на Руси?

Едва тает снег, как среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с пальмовыми ветвями, с которыми встречали Христа в Иерусалиме.

Этот праздник на Руси в народной жизни приобрёл своеобразные черты. Например, широко распространено языческое суеверие «битье вербой», когда хлестали после праздничной службы, а после освящения вербы, приходя домой, хлестали вербой друг друга, детей: чтобы росли и были здоровыми, с той же целью хлестали скотину, пчелиные ульи, а затем шли в огород и на озимом поле после того, как трижды били землю вербой, втыкали ее в землю. И даже ходили хлестать вербой могилы близких.

Помимо традиций, носящих суеверный характер, есть и благочестивые христианские обычаи, например, хранить освященные вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме.

 

- Знаете ли вы, что означают вербы, которые мы освящаем и храним в память об этом празднике?

Употребление ветвей и свечей относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие отцы Церкви. Зеленеющие ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа, ибо ваий (или вербы) есть ветви вновь распустившегося дерева. Светильники, которые держат при вербах молящиеся, означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

Распространено мнение, что так как в Иерусалиме Христа встречали пальмовыми ветвями, а у нас пальм нет, поэтому – мы встречаем вербами. Но еще в Ветхом Завете существует повеление приносить в храм то, что является начатком всего живого, знаком того, что все – от Бога. Верба – одно из первых растений, которое в это время дает цветоносную почку.

 

- Знаете ли вы, что поездка на осле Христа, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии?

«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9: 9) – это пророчество цитируется у евангелистов Матфея и Иоанна, а у Марка – подразумевается.

«Мы переносимся к более возвышенному смыслу, чтобы уразуметь, что эта ходившая под ярмом ослица, порабощенная, влачившая бремя закона, есть синагога [или народ иудейский]; а осленок, игривый и свободный, – народы языческие, на которых воссел Иисус; к ним двоим послал Он и двух учеников Своих: одного – к обрезанным, а другого – к язычникам» (блаженный Иероним Стридонский – символическое толкование).

 

- Знаете ли вы, что в Иерусалим верхом въезжали только цари?

События Входа Господня в Иерусалим понималось всеми как вход истинного Царя Израиля в Иерусалим, что подтверждается и тем, что люди подстилали Христу под ноги свою одежду (Мф. 21: 8; Мк. 11: 8; Лк. 19: 36; ср.: 4 Цар. 9: 13). Впрочем, передвижение на осле было характерным для еврейских учителей. Однако традиционно все без исключения паломники входили в Иерусалим пешими, в знак смирения и почитания Святого града и храма. Ослик говорит о мирном характере вступления Мессии-Царя в Его город (Мф. 21: 5), контрастирующий с обычными для торжественного входа царей и полководцев боевыми скакунами, слонами и колесницами. Подтверждением этого служит и тот факт, что въезд Христа в Иерусалим как Царя не привел к восстанию или серьезным волнениям; Он не был арестован немедленно, а лишь спустя какое-то время, хотя событие Входа Господня вызвало подозрения и опасения у иудейской верхушки.

 

- Знаете ли вы, что значат слова, которые народ кричал Христу: «Осанна в вышних»?

Сопровождая Христа, народ и ученики восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Это возглас – слова из псалма 117, который пелся по большим праздникам: «О Господи, спаси же, о Господи, благопоспеши же! Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня» (Пс. 117: 25-26).

Еврейское выражение «осанна» буквально означает «спаси же» – это мольба о помощи, обращенная к Богу. Например, на осеннем празднике Кущей люди восклицали «осанна», чтобы Бог послал дождь, и земля за зиму напиталась влагой. «Осанна», в первую очередь, выражает не мысль, а эмоцию – подобно слову «ура» в русском языке. А продолжение – «в вышних» – это обращение к Богу: «Спаси Ты, Который в вышних», то есть на высоте от земли, на небе.


Цитата дня:

 

Свт. Иоанн

Златоуст:

"Сила молитвы

всегда велика,

но если молитва

соединяется с

постом,

то делает

душу еще

более сильною"