Новости

Новости

« Все новости

«ТИХООБРАЗНАЯ РАДОСТЬ» 16.06.2019 21:08

«ТИХООБРАЗНАЯ РАДОСТЬ»

Есть ли в мире тайна более глубокая, чем тайна Пресвятой Животворящей Троицы? Пожалуй, нет… Неслиянность и Нераздельность Троичного Божества невозможно вывести путём логических умозаключений — ум тут бессилен. Бессильна и природа: нет в природе никакого подобия Ей.  И всё-таки Святые Отцы дерзали говорить о Пресвятой Троице — не пытаясь понять Её, но стараясь хотя бы очертить границы этой тайны.

1 стр троица (1) Вот как делал это свт. Иоанн Златоуст: «Для меня и для всякого верующего остается твёрдым тот догмат благочестия, что где представляется говорящим один Отец, там подразумеваются вместе и Сын, и Дух Святой; где говорит Сын, там и власть Отца; где действует Дух Святой, там действует и Отец, — не разделяется слава Святой Троицы, как не разделяется и учение Истины. Никто не разделяет Отца, и Сына, и Святого Духа — ни время, ни протяжённость времени. Прежде веков Отец, прежде веков Сын, так как Он сотворил века, прежде веков Дух Святой. Никогда не разделяется природа, никогда не разделяется сила; внимай тщательно: царствует Отец, царствует Сын, царствует Дух Святой».

Свт.Василий Великий писал: «Когда соединяем Троицу, не представляй себе как бы трёх частей одного нераздельного (такое рассуждение злочестиво), но разумей неразлучное сопребывание Трёх безтелесных Совершенных. Ибо, где присутствие Святого Духа, там и пришествие Христово; а где Христос, там несомненно присутствует и Отец». 

Праздник Святой Троицы — это память о схождении Духа Святого на апостолов. Вот как говорит о Духе Святом прп.Силуан Афонский: «Души святых вкушают Духа Святого ещё на земле. Это и есть то «Царствие Божие», которое «внутри нас», как говорит Господь. Страдает и скучает душа, потерявшая благодать Св.Духа, ведомая в рабство злыми мыслями. Дух Святой Своим пришествием в душу естественно роднит человека с Богом, так что душа с великим и несомненным чувством говорит Господу: «Отче…». Душа в Духе Святом «видит» весь мир и объемлет его своей любовью.

Святой Дух Сам ищет душу человеческую и хочет в нас жить, и если не вселяется, то только из-за гордости нашего ума… За одну плохую мысль Он оставляет душу… Поэтому надо хранить совесть свою чистою: как бы брата чем не оскорбить, как бы Духа Святого в себе не опечалить каким-нибудь плохим помыслом.

Дух Святой очень похож на мать милую, родную. Мать любит дитя своё и жалеет его, так и Дух Святой жалеет нас, прощает, исцеляет, вразумляет и радует; познаётся Дух Святой во смиренной молитве… Сама молитва также дар Святого Духа».

1 стр пятидесятница (5) Великий старец нашего времени архим.Иоанн Крестьянкин так объяснял своим чадам смысл Пятидесятницы: «Пятидесятница не оканчивается тем единственным торжественным днём, который был в Иерусалиме и описывается в книге Деяний апостольских. Нет! День огненных языков был только началом непрерывного исхождения Духа Божия в человечество. Это день огненного крещения Церкви, с которого и утвердилась на земле Церковь Христова. Пятидесятница продолжается, и в течение всех прошедших лет до наших дней совершается она над каждым из нас, если мы только действительно стремимся всей душой к Богу и ищем Его. Мы теперь не слышим того шума, который некогда наполнил Иерусалим, потому что слух наш недостаточно тонок для восприятия небесных движений. Но его слышит наше внутреннее, духовное ухо. Таинственное соединение Творца и твари — сошествие Святого Духа в сердца верующих — непосредственно совершается в Церкви Христовой».

Не только Святые Отцы, не только великие старцы славили Пресвятую Троицу. Вот какие проникновенные слова нашёл для Неё знаменитый русский государственный муж Константин Победоносцев: «И вот, как венец, как альфа и омега, начало и конец созерцания, воссиял нам и осиял нас радостью праздник Святой Троицы. Люди Божии! Ведь это самая глубина нашей веры, это таинство жизни и смерти.  И стоит наш праздник как раз на той поре года, когда возникает отовсюду, возбуждается и возрастает жизнь всякого создания. Вся земля цветёт и красуется, крины сельные одеты славою, воздух кишит мириадами тварей — и каждый лист, каждый цветок, каждая былинка, каждая мошка есть тайна создания, великая, неразгаданная, но ощущаемая тайна. Посреди ходит человек — величайшая тайна жизни, нося в себе подобие образа Божия, и над всем этим великая и страшная тайна вечности, отовсюду объемлющая жизнь! Посреди этой жизни, под кровом этой тайны душа человеческая чувствует, что она откуда-то по чьему-то велению возникла вместе со всем, что живет с нею во вселенной, и живёт, и стремится куда-то — к своему началу!»

Много говорят о пасхальной радости, и это справедливо. Но троицкая радость не меньше пасхальной. Разница тут только в одном: на Пасху сердце ликует и не сдерживает своего ликования, а троицкая радость — тихая, глубокая, тайная, она почти не слышна посторонним, как тихий шелест молодых зелёных листьев. Вот и Церковь поёт: «Тихообразно совершив сердца человеков…» и напоминает нам, что главный завет, данный людям Пресвятой Троицей, — «Радуйтесь!».


Объявления: