Новости

Новости

« Все новости

Церковное новолетие 14.09.2023 00:00

Церковное новолетие

14 сентября (1 сентября по старому стилю) Православной Церковью празднуется Начало церковного года, которое также называют «Началом индикта» или «Церковным новолетием».  Что это за праздник такой? В чем его суть? 

 

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый,

благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире

люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

Тропарь Индикта (церковного Новолетия)

 

1 стр новолетие (2) Некоторые могут удивиться: почему в Православной Церкви Новый год наступает осенью? Ведь, на первый взгляд, правильней было бы отмечать его в начале весны. В чем логика?  А логика здесь та же, что и в определении начала церковного богослужебного дня: не с утра, как принято в гражданском исчислении, а с вечера дня предыдущего. В этом лежит глубокая мысль о сотворенности нашего мира и первичном небытии его.

Священное Писание повествует: «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет - днем, а тьму - ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:2-5).

Вот вам и ответ: почему служители Божии еще с древнейших ветхозаветных времен началом богослужебного дня определили вечер, а не утро. Потому и церковный новый год начинается именно с вечера круговорота времен года, то есть с наступлением осени.

В первый день седьмого месяца, когда праздновали в Ветхом Завете Новое лето, Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исайи (Ис. 61, 1 - 2) о наступлении лета благоприятного. В чтении Господнем (Лк. 4, 16 - 22) византийцы видели Его указание на празднование дня Нового года. Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В рукописи Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник». И по сей день в Православной Церкви 1 сентября (по старому стилю) за Литургией читается Евангельское зачало о проповеди Спасителя».

Сам праздник церковного Новолетия был установлен в память об официальном прекращении трехвекового гонения на христианскую Церковь. 

Именно 1 сентября (по старому стилю) святой равноапостольный император Константин Великий в 312 году одержал победу над римским правителем Максентием. В этой битве святому Константину было явлено изображение Креста на небе, поэтому битва и открыла дорогу к подписанию в 313 году Миланского эдикта – знаменательного документа, который уравнял в правах христиан и язычников, узаконив Православную Церковь.

Отцы Первого Вселенского Собора в 325 году в память об этом великом событии постановили начинать Новый год с 1 сентября (по старому стилю) – с дня, ставшего началом «свободы христианской».

С того времени круг года в Римской империи и начался с сентября. Это летоисчисление было господствующим почти во всей Европе до половины XV века. Вместе с христианской верой Греческая Церковь передала это летоисчисление Русской Церкви.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В этот день русские государи являлись перед народом. Патриарх в присутствии царя совершал чин провождения лета, «начало индикта, еже есть новое лето». По окончании Божественной литургии он становился перед церковными вратами на восток и совершалось молитвословие, «во еже благословити венец лета благостию Своею».

Далее совершался молебен с водосвятием, Патриарх приветствовал царя речью, в которой желал ему и всем его верноподданным благословения Божия, здравия и благоденствия. Царь же приветствовал народ милостивым словом, на что люди отвечали: «Здравствуй, здоров буди на многия лета».  Было принято в сам день Нового года творить дела милосердия, заботиться о нищих, больных, посещать тюрьмы, лечебницы. Новолетие было также днем судных сроков, когда возвращали долги и отчитывались за взятые на себя обязательства. Прекращение совершения чина летопроводства связано с указом  Петра I, который  ввёл в России европейское летосчисление от Рождества Христова и перенёс гражданский  Новый год на 1 января.

С тех времен празднование церковного новолетия в сентябре не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета». Именно с 14 сентября  (1 сентября по старому стилю) начинается годовой круг церковных праздников, первый двунадесятый из которых — Рождество Богородицы, а последний — Ее Успение.

«Во временных границах, обозначенных двумя этими событиями, - пишет в своей статье «Церковный год»  заместитель председателей совета при Союзе писателей России по возрождению и сохранению православных святынь Владимир Немыченков, - протекает год жизни православного христианина, который должен быть наполнен для него глубоким духовным содержанием и смыслом. Символически рождаясь вместе с Приснодевой в начале церковного года, христианин призывается прожить предстоящие двенадцать месяцев, дарованных ему Богом, как время, благоприятное для спасения – духовного и телесного труда по очищению себя от греховных страстей и стяжанию добродетелей, – так, чтобы закончить год, уподобившись в них совершенству Богородицы, Которая была удостоена за то блаженного завершения сей временной жизни – Успения – и воссоединения со Своим сыном Иисусом Христом».

Путь длиною в год Церковь, как вехами, обозначает малыми и большими праздниками. Самые главные из них -  Рождество Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Покров Пресвятой Богородицы (14 октября),   Введение Богородицы во храм (4 декабря), Рождество Христово (7 января), Обрезание Господне (14 января), Крещение Господне (19 января), Сретение (15 февраля),  Благовещение (7 апреля), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение), Пасха Христова,  Вознесение Господне,  Пятидесятница (Святая Троица),  Рождество пророка Иоанна Крестителя (7 июля),  память апостолов Петра и Павла (12 июля),  Преображение Господне (19 августа),  Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

Всем православным христианам, учат нас святые отцы, важно понимать этот церковный календарь, читать его как книгу. Это не простое воспоминание в течение года исторических событий из земной жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых. Календарный год – это период жизни христианина, в течение которого он призывается Церковью взойти на новую ступень духовной лестницы.  «Наше великое счастье, - говорил священномученик Сергий (Мечёв), -  что мы снова входим в годовой богослужебный круг и имеем возможность еще раз со всем миром пройти его. А наша задача заключается в том, чтобы каждый посылаемый нам Господом год жизни сделать воистину временем приобщения к вечности, вхождением в то, что по бесконечной любви Божией совершилось «нас ради человек и нашего ради спасения». Будем же с большим вниманием и благоговением подходить к богослужению и входить в него не как зрители или свидетели, а как его участники. Тогда и вся жизнь наша получит новый смысл и новое освещение».


Цитата дня:

 

Свт. Иоанн

Златоуст:

"Сила молитвы

всегда велика,

но если молитва

соединяется с

постом,

то делает

душу еще

более сильною"