Новости

Новости

« Все новости

28 июля- Великий праздник Крещения Руси 27.07.2016 17:57

28 июля- Великий праздник Крещения Руси

 

2 стр крещение руси 2Несмотря на то, что церковь в нашей стране отделена от государства, праздник крещения Руси в последнее время приобрел поистине народный характер. Напомним, что традиция его празднования была заложена в 2008 году святейшим патриархом Алексием II. По его просьбе были внесены изменения в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». В 2010 году важный шаг  был одобрен Государственной думой, Советом Федерации и подписан президентом. Так в России официально стала отмечаться новая памятная дата - День Крещения Руси.

Об истории  праздника, о его значимости рассказывает настоятель прихода  Михаила Архангела архимандрит Серафим.

 

-Отец Серафим, почему День Крещения Руси решили отмечать именно 28 июля? Разве указана в летописи точная дата этого события?

28 июля - день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. Именно его усилиями произошло одно из важнейших событий Древней Руси - ее Крещение, которое положило конец языческой и начало ее христианской истории. Согласно «Повести временных лет», это событие принято относить к 988 году, когда князь Владимир Святославович вначале  крестился сам от Константинопольской церкви, после чего духовенство, присланное из Византии, крестило киевлян в водах реки Днепр. Летописи гласят: «Вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли одни по шею, другие до груди, некоторые держали младенцев, а крещеные и учившие новопосвящаемых бродили между ними…»

Священники читали молитвы и крестили в водах Днепра бесчисленное множество киевлян. «В сей великий день, - говорит летописец,- земля и небо ликовали».

Поэтому, отмечая этот праздник, мы празднуем не конкретную дату - мы празднуем событие. И поскольку  князь Владимир принял решение обратить русских в христианство, то именно день его памяти был выбран в качестве Дня Крещения Руси.

-Батюшка, с точки зрения обычного человека очень трудно представить, как вдруг стал христианином такой грубый и жестокий язычник, как Владимир. Почему именно он решил крестить Русь? С чем было связано это решение, столь важное для страны?

Святой равноапостольный  Владимир, как известно, был незаконнорожденным сыном Киевского князя Святослава. И чтобы получить то, что другим досталось по праву рождения, ему пришлось применять силу, жестокость, изворотливость. Он и князем- то стал, можно сказать, случайно - лишь благодаря своему дяде Добрыне, который был воеводой у Святослава. Именно Добрыня  и предложил ему  кандидатуру Владимира для Новгорода, куда никто из других сыновей князя (старший сын, Ярополк, правил в Киеве, средний, Олег,- в Древлянской земле) ехать не хотел.

После смерти Святослава между братьями начались распри, в результате которых Владимир стал единодержавным правителем Руси. Вначале своего княжения он отличался жестокостью, расположением к многоженству и особенной ревностью к языческой вере. А так как в то время воевать приходилось часто, то и благодарственных жертв богам приносилось немало.  Однажды, после одного из удачных походов,  в жертву было решено принести сына одного варяга - христианина. Пытаясь защитить сына, тот погиб,  перед смертью успев сказать: «Ваши боги не боги, а дерево; Бог один, Которому кланяются греки и Который сотворил небо, и землю, и человека». Эти слова произвели сильное впечатление на князя Владимира. Все чаще он стал задумываться над вопросами религии, явно осознав в один прекрасный момент, что веру в его стране следует переменить.

Заметьте, как мудро князь Владимир выбирал веру для Руси. Сначала встретился с посланцами из других земель и расспросил их о монотеистических религиях – мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве, затем отправил в эти страны своих послов, чтобы те изучили их религиозные обычаи и обряды. Самое большое впечатление на послов произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе). Послы добавили: «Если бы вера греческая не была бы хороша, то ее не приняла бы твоя бабка княгиня Ольга, а она была жена весьма мудрая». С этого времени князь начал искать случая, чтобы переменить свою веру на веру греческую.

Не сразу Владимир принял Христианство. В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров - Анну, угрожая в противном случае пойти войной  на Константинополь. Императоры согласились, потребовав, в свою очередь, Крещения князя, чтобы сестра выходила замуж за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали Анну в Корсунь.  Там Владимир с дружинниками и принял Крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания.

Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после Крещения был исцелен и воскликнул: «Ныне познал я Бога истинного!» После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.

Ну а после массового Крещения киевлян, он приказал уничтожить языческие капища и истребить идолов по всей Руси, от древних городов до самых глухих поселений, а на месте капищ воздвигнуть христианские храмы.

Вот такая история…

И, говоря о князе Владимире, наверно, важно не то, сколько у него было наложниц в гареме, и скольких противников он убил - важно, что, приняв святое Крещение, он принципиально, качественно изменил свою жизнь. Изменил, будучи уже достаточно зрелым человеком, закореневшим в своих привычках, пристрастиях. А мы знаем, как тяжело в зрелом возрасте что- то менять. К тому же Христианство учит нас, что возможно покаяние в грехах и их прощение по милости Божьей. Святы не безгрешные, а победившие грех.

- Батюшка, иногда приходится слышать, что Владимир крестил Русь насильственно, «огнем и мечом», выходит, христианство не было свободным выбором русского народа?

Представление о кровавом Крещении Руси сложилось в исторической науке советского времени, из нее оно и перешло в популярную литературу. Так что крещение «огнем и мечом»- это попросту миф, рожденный если не на пустом месте, то с минимумом оснований- из  Иоакимовской летописи, источника не только довольно позднего, но и весьма сомнительного происхождения. Согласно этой летописи, князь Владимир направил в Новгород своего дядю Добрыню, чтобы крестить Новгородскую землю. Тот встретил сопротивление. Но, тем не менее, своего добился: в результате военной операции новгородцы сдались и попросили себе Крещение. Поэтому, даже если эта летопись и подлинна, все обвинения в насильственном крещении страны сводятся, по сути, лишь к одному эпизоду - крещению Новгорода.  

Помимо Иоакимской летописи существовало много и других, более ранних, написанных в течение века- полутора после событий. Эти летописи о «кровавом» крещении Руси не говорят, что было бы весьма странным, будь сопротивление массовым.  Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Там, где крещению действительно противились, как в Ростове, например, или в Муроме, князь откладывал его до «лучших» времен. Проповедь там продолжалась даже и после смерти князя. Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века. Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

Поэтому, хоть и затянулся процесс Крещения Руси на несколько столетий, кровавым, насильственным он не был. И причина, по которой наши предки, можно сказать, легко приняли Христианство,  думаю, в том, что это была «подготовленная почва». Всем нам хорошо известны и апостол Андрей Первозванный, прославленный как «Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель», и великие князья Аскольд и Дир, которые крестились в Православную веру в Константинополе со всею дружиною русичей, и святая равноапостольная Великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира. То есть к концу X века на Руси уже жили христиане, уже были церкви, христианское вероучение не воспринималось как что-то абсолютно новое и чуждое.

За грандиозный подвиг просвещения земли нашей православной верой Русская Церковь причислила Владимира к лику святых и нарекла его «равноапостольным». Народ именовал князя «Владимиром Красное солнышко», историки- «Великим».

Процесс Крещения Руси стал не только серьезным толчком к объединению русских земель, но и повлек за собой преобразование общества, предопределил его дальнейшее развитие. Развитие культуры, торговли, строительства, возможность войти на равноправных условиях в число самых могущественных государств Европы - все это стало возможным лишь благодаря святому Крещению.

-Отец Серафим, что Вы можете пожелать ейчанам в этот Великий праздник- праздник Крещения Руси?

Пожелаю одного: всегда помнить  о заповедях Божиих и жить в соответствие с ними. Нельзя о них  забывать, особенно сегодня. Посмотрите - сколько страшных бедствий и  потрясений происходит вокруг. И беды эти оттого, что забыл народ Бога, свернул с истинного пути. Только стремление жить по Его закону, может дать душевный мир, спасти каждого из нас. 


Цитата дня:

 

Свт. Василий Великий:

"Что свойственно любви к Богу? - Соблюдать заповеди Его, имея целью славу Его..."