Новости

Новости

« Все новости

12 марта – память святителя Григория Паламы 11.03.2023 23:21

12 марта – память  святителя Григория Паламы

Во второе воскресенье Великого Поста Церковь празднует память святителя Григория Паламы. Он оставил после себя множество сочинений — проповедей, полемических трактатов, богословских трудов, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком «умной» (то есть непрерывной безмолвной) молитвы, исихии (тишины), автором учения о нетварных энергиях и Фаворском свете.

Подвижник, по мнению Паламы, с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, что внутренним созерцанием «умными очами» увидит нетварный Фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам.  Для этого нужны духовная жизнь, аскеза, молитва и пост. 

2 стр григорий палама (1) Будущий святитель родился в 1296 году в Малой Азии. Его отец был сановником при императоре Андронике II, поэтому юноша получил блестящее классическое образование. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед. Там он принял постриг и начал путь подвижничества.

Без малого 10 лет под руководством афонских старцев проходил он школу молитвы и созерцания. Проникшись духом исихазма (от греч. покой, тишина), святитель принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники), где был рукоположен в сан священника. Свои обязанности пресвитера святитель сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу – совершал богослужение и произносил проповеди.

Шесть лет спустя он возвратился на Афон и жил отшельником.  Через два года был назначен игуменом Есфигменского монастыря. А ещё через три года вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, пока ученый монах Варлаам из Калабрии (Южная Италия) не побудил его к вступлению на полемическую стезю.

Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, приехав на Афон, познакомился с исихастами.  И, на основании догмата о непостижимости существа Божия, вступил с ними в спор. Поднимая на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и духовных озарениях, Варлаам называл умное делание еретическим заблуждением, доказывал тварность Фаворского света. И афонские старцы благословили Григория Паламу дать ему достойный ответ.

Святитель Григорий обратился к Варлааму сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Завязавшаяся между ними бурная полемика вылилась в серию богословских трактатов и окончилась победой Григория Паламы, подтвержденной потом на Константинопольском соборе 1351 года, определения которого были внесены в чин Торжества православия.

Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение же Варлаама было осуждено как ересь, а сам он — предан анафеме.

Однако споры между «паламитами» и «варлаамитами» на этом не закончились. В 1344 году святитель даже был отлучён от Церкви и брошен в тюрьму. Через три года, со сменой патриарха, Григорий был освобождён и возведён в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.

Во время одной из поездок в Константинополь корабль святителя Григория был захвачен турками, целый год архиепископ провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за себя.  После этого несколько лет он управлял своей епархией и скончался 14 ноября 1359 года от болезни (ему было чуть больше 60 лет).  Накануне смерти ему явился святитель Иоанн Златоуст со словами: «В горняя! В горняя!..»

 


Цитата дня:

 

Прп. Макарий

Великий:

 

"Обитель, или упокоение

Духа, есть смирение,

любовь,

кротость и

прочие Заповеди

Господни".