Новости

Новости

« Все новости

Три Спаса - три праздника, обрамляющих Успенский пост. Как не стать жертвой суеверий? 12.08.2019 23:35

Три Спаса - три праздника, обрамляющих Успенский пост. Как не стать жертвой суеверий?

21 копияИзвестно, что в августе православные отмечают три Спаса, которые идут один за другим и как бы «объединены» между собою Успенским постом. Все эти праздники связаны с фактами из жизни Спасителя -  отсюда и берет свое название слово «спас». В народной традиции Спасы издревле венчали собой сбор урожая различных плодов земледелия и даров земли. Как проложить между этими событиями границу?  Объясняет настоятель прихода Михаила Архангела епископ Серафим.

 

- Батюшка, не за горами Успенский пост, окутанный  множеством примет и традиций, связанных с празднованием  трех Спасов. Какие из них нужно соблюдать, а что пережиток язычества?

- Думаю, каждому истинно верующему человеку известно, что все три Спаса (Медовый, Яблочный, Ореховый) в первую очередь напоминают нам  о Господе нашем, о необходимости Веры в Него. 14 августа - Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, 19 - Преображение Господа Иисуса Христа, 29 - Перенесение из Едессы в Константинополь Его Нерукотворного Образа. Зачем в эти дни приносят в церковь  мед, яблоки или орехи? Эта традиция пришла к нам еще с Ветхозаветных времен. В знак благодарности Богу  за все Его милости и щедроты было положено освящать начатки (то есть первый урожай) от всех плодов земных. Примерно в середине августа пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев, отсюда - «Медовый» Спас.  Затем  поспевали  виноград, яблоки, поэтому  второй Спас и получил название  «Яблочный». И, наконец, к концу лета созревали орехи - «Ореховый» Спас.

20 Сегодня смысл освящения этих плодов существенно не поменялся. Вполне оправданно и похвально, если человек, чтобы поблагодарить Господа и испросить у Него благословения на дальнейшие труды, приносит в храм свой первый урожай.  Другое дело, когда обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является важным - внутреннее содержание - попросту забывается. Печально наблюдать, как, не понимая духовного значения праздника, не участвуя в жизни Церкви, люди, сломя голову, бегут на рынок за фруктами и медом, чтобы освятив и отведав их, избавиться в одночасье от всех невзгод и болезней. Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая.

 

- Батюшка, хочу коснуться вопроса о неядении яблок до Яблочного Спаса и меда с орехами, соответственно, - до Медового и Орехового. В народе, к примеру, про яблоки говорят: «После Пасхи до второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов». Будет ли считаться  грехом, если мы отведаем фрукты ранее «положенной»  даты?

- Все эти «поговорки» чаще всего произносят те, кто в церковь заходит лишь в дни больших праздников, чтобы свечку поставить или же яйца к Пасхе освятить. Люди, почитающие Господа, живущие по Его Законам, поучать вас, что и когда можно кушать, не будут.  Не о яблоках в преддверии Яблочного Спаса нужно заботиться в первую очередь, а  вспомнить о Господе, преобразившемся во славе на Фаворе. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие».

3 стр преображение  (1) Поэтому подумайте лучше о том, собираетесь ли вы в День Преображения исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению? А то, что вы скушали или не скушали яблоко, не сделает вас ни лучше, ни хуже.

Вспомните слова апостола Павла: «…Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и силен Бог восстановить его... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога…»

 

- А в чем смысл освящения мака на Медовый Спас? Это должно напоминать нам о мучениках Маккавеях? 

- Мне кажется, это скорее вызвано тем, что слово «маккавей» в русском произношении просто созвучно со словом «мак». Еврейское «маккавет», лежащее в основе прозвания братьев Маккавеев, на самом деле означает «молот» и к  маку никакого отношения не имеет. Приносить или нет в храм мак, чтобы его освятить - решайте сами. Лично я в этом особого смысла не вижу. Хочу лишь напомнить, что семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана за неукоснительное хранение Закона Божьего. Их память Православная Церковь чтит 14 августа, в праздник Изнесения Честных Древ Креста Господня.

 

uspenie - В этот же день, 14 августа,  начинается и  Успенский пост, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. В чем его смысл?

- Успенский пост, который приходится на календарное лето, но считается уже «осенним» посвящен Пресвятой Богородице, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства.  Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Ей, провести данное время в «воздержании и Богомыслии». Другими словами -  приходите как можно чаще в храм, молитесь, следите за своими поступками, мыслями, сдерживайте злобу, гнев, учитесь прощать, любить людей. Позвольте миру и святости, которые может дать вам Божья Матерь, войти в вашу жизнь!

О смысле Успенского поста мы можем прочитать у святого Симеона Солунского: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост соблюдался верующим с древних времен. Известно, что еще в V веке в году было четыре поста, о которых Лев Великий писал:  «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост - в Четыредесятницу, для лета летний - в Пятидесятницу, для осени осенний - в седьмом месяце, для зимы - зимний».


Объявления: