Новости

Новости

« Все новости

Молитва Ефрема Сирина 16.03.2017 20:56

Молитва Ефрема Сирина

В Великий пост  каждый день – с вечера воскресенья по пятницу - читается удивительная молитва Ефрема Сирина. Ее можно назвать великопостной, т.к. она особенно выделяется среди песнопений и молитв Поста. Почему же именно эта молитва была избрана Церковью и введена в великопостные службы?

 «Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

Аминь».

2 стр молитва ефрема сиринаВот текст этой молитвы. Она  состоит всего лишь из трех десятков слов, а вмещает в себе все самые главные элементы покаяния, указывает на то, к чему следует приложить основные усилия молящемуся. По словам святителя-хирурга Луки Крымского, она «проникает в сердце, как никакая другая, таинственно воздействуя на него, и оно чувствует особую, исключительную, Божественную силу ее». Благодаря этой молитве верующий определяет для себя путь избавления от пороков, которые препятствуют его сближению с Богом.

Чтобы молитва была более понятной, нужно остановиться на самых важных моментах, описанных в ней:

- ПРАЗДНОСТЬ. Это- та странная лень и пассивность, что тянут нас вниз. Праздность  считается корнем всех грехов. Она- глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: зачем?

-плод праздности- УНЫНИЕ, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Если человеком управляет уныние, у него нет возможности видеть добро и счастье. Человек  погружается во тьму и становится пессимистом. Уныние- это самоубийство души.

-ЛЮБОНАЧАЛИЕ. Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Если душа не направлена к Богу, она становится эгоистичной, эгоцентричной. И все другие существа для такой души- лишь средство для удовлетворения ее желаний. Любоначалие также может выражаться в равнодушии, презрении, отсутствии внимания и уважения к другим людям.

-после всего этого- ПРАЗДНОСЛОВИЕ. Только человек среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Это- высший дар и наибольшая опасность. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет и слово отравляет. Когда слово отклоняется от своей Божественной природы и назначения, оно становится праздным.

Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить.

В молитве св. Ефрема Сирина далее мы просим Бога о даровании нам добродетелей целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.  Многие из нас не понимают значения некоторых слов.

-ЦЕЛОМУДРИЕ. Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Святитель Игнатий Брянчанинов даёт такое краткое определение добродетели целомудрия: «Начало целомудрия - неколеблющийся ум от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия -чистота, зрящая Бога».

-первый чудесный плод целомудрия- СМИРЕНИЕ. Оно- победа правды в нас самих, уничтожение той лжи, в которой мы обычно живем. Только смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем.

-за целомудрием и смирением следует ТЕРПЕНИЕ. В обиходе существует такое выражение: «терпеть, стиснув зубы». Это когда  человек терпит что-либо, но при этом сердце его полно гневных мыслей и находится в яростном возмущении. Совсем другое понимание добродетели терпения в Православии. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, бережнее и уважительнее к другим.

Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть ЛЮБОВЬ. Та любовь, которая может быть дана одним Богом. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта. По сути, вся молитва сводится к просьбе о любви. Праздность, уныние, любоначалие и празднословие являются помехой к любви, именно они не пускают ее в сердце человека. А целомудрие, смиренномудрие и терпение — это своего рода корни для прорастания любви.

Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы, в котором мы просим: «видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего».

«Христианин, внимающий своему спасению, должен помнить, что любой порок, если возобладает в человеке, может погубить его душу. Послабление одному греховному навыку может открыть вход в душу многим грехам и порокам. Постоянное бдение над своим сердцем и искоренение из него всех греховных навыков будут постоянно вести христианина по духовному пути совершенствования», – учит нас свт. Игнатий.

 

Известно, что молитве преп. Ефрема Сирина посвящено много прекрасных толкований и комментариев. Вдохновленные этой молитвой, поэты писали удивительные стихотворения. Одно из них- произведение А. С. Пушкина: «Отцы пустынники и жены непорочны...»

ОТЦЫ ПУСТЫННИКИ И ЖЕНЫ НЕПОРОЧНЫ…

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

 

                                            Кто такой Ефрем Сирин?

2 стр ефрем сирин 2Не только великопостная молитва Ефрема Сирина сделала его почитаемым святым, этот человек известен как церковный оратор, мыслитель и богослов. Родился он в IV веке в Месопотамии, в семье бедных крестьян. Долгое время Ефрем не верил в Бога, однако волею случая стал одним из лучших проповедников того времени. По легенде, Ефрема обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. Во время пребывания в темнице он услышал глас Божий, призывавший его покаяться и уверовать в Господа, после чего был оправдан судом и выпущен на свободу. Это событие перевернуло жизнь юноши, заставив его раскаяться и уединиться для жизни вдали от людей. Долгое время он вел отшельнический образ жизни, позднее стал учеником известного аскета — святого Иакова, жившего в окрестных горах. Под его руководством Ефрем читал проповеди, обучал детей и помогал на службах. После кончины святого Иакова молодой человек поселился в монастыре рядом с городом Эдесса. Ефрем настойчиво изучал Слово Божие, труды великих мыслителей, святых старцев, ученых. Обладая даром учительства, он мог доступно и убедительно доносить эту информацию людям. Вскоре к нему стали приходить люди, нуждавшиеся в его наставлениях. Известно, что язычники, бывавшие на проповедях Ефрема, обращались в христианство легко и уверенно.

Сегодня Ефрема Сирина называют отцом церкви, учителем покаяния. Все его произведения пропитаны мыслью о том, что покаяние — это смысл и двигатель жизни каждого христианина. Искреннее покаяние в сочетании со слезами раскаяния, по мнению святого, полностью уничтожает и смывает любой грех человека. Духовное наследие святого насчитывает тысячи работ, однако на русский язык переведена лишь малая их часть. Наиболее известны молитва Ефрема Сирина в Великий пост, а также его слезные моления, моления на разные случаи жизни и беседа о свободной воле человека. 


Объявления: