Новости

Новости

« Все новости

«ЦАРИЦЕ МОЯ ПРЕБЛАГАЯ, НАДЕЖДО МОЯ ПРЕСВЯТАЯ» 13.10.2023 00:00

«ЦАРИЦЕ МОЯ ПРЕБЛАГАЯ, НАДЕЖДО МОЯ ПРЕСВЯТАЯ»

 О почитании Пресвятой Богородицы на основании Святого Писания и Святого Предания.

1 стр покров (4)

ВОПРОС: Почему Пресвятая Богородица именуется Заступницей, Скоропослушницей, Споручницей погибших, Утоляющей печали, Всех скорбящих радостью, Живоносным источником и проч.?

ОТВЕТ: Эти наименования означают многоразличные благодатные дарования и спасительные благодеяния, оказываемые Ею человеческому роду. Как Иисус Христос за многострадальное искупление называется Агнцем (Ин.1,29), за твёрдость учения и непоколебимость Своей Церкви — краеугольным камнем (1Пет.2,7; Мф.21,44), за дарование человечеству духовного света — Востоком (Лк.1,78), — так и Пресвятую Богородицу Церковь именует многоразличными именами, соответствующими многоразличным благодеяниям Её. Эти наименования отнюдь не означают того, будто православные почитают многих Богородиц с различными именами.

 

ВОПРОС: Почему Пресвятая Дева именуется Владычицей, Царицей Небесной?

ОТВЕТ: Как Матерь Владыки и Царя Небесного: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте» (Пс.44,10).

 

ВОПРОС: Почему Дева Мария почитается «честнейшею херувимов и славнейшею без сравнения серафимов»?

ОТВЕТ: Потому же, почему мать, родившая и воспитавшая царя, почитается выше всех министров — слуг царских. Достоинство Её так велико, что Она избрана быть Матерью Самого Господа по плоти; между тем как об ангелах Слово Божие говорит, что они суть только служебные духи у Господа (Евр.1,7;13—14).

 

ВОПРОС: Как говорит Слово Божие о духовном величии Девы Марии?

ОТВЕТ: «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем… что сотворил Мне величие Сильный» (Лк.1,47—49).

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12,1).

«Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» (Песн.6,10).

 

ВОПРОС: Кто первый дал пример и научил почитать Деву Марию как Матерь Божию?

ОТВЕТ: «И Он (Иисус Христос) пошёл с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк.2,51).

«Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19,26—27).

Примечание: Иисус Христос в течение земной жизни оказывал, без сомнения, всяческое почитание Пресвятой Деве как Матери Своей; и даже в самую предсмертную минуту обнаружил особенную сыновнюю заботливость о Ней, поручил ее попечению Иоанна Богослова, а в лице его научил и всех остальных почитать Пресвятую Богородицу.

 

ВОПРОС: Откуда видно, что Её почитали уже в первое время, ещё при жизни?

ОТВЕТ: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1,41—43).

«Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11,27).

«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1,28).

 

ВОПРОС: На чём основывается молитвенное прославление Богородицы и обращение к Ней?

ОТВЕТ: «И сказала Мария <…> отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1,46—48).

«…Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. <…> И возжелает Царь красоты Твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дщери Царя внутри <…> Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки» (Пс.44,10—14,18).

 

ВОПРОС: В каком смысле мы обращаемся к Богородице со словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас»?

ОТВЕТ: Она спасает христиан не таким способом, как Иисус Христос: крестною смертию, плотию и кровию Своею, — а своими молитвами и ходатайством пред Богом, т.е. Она помогает нам спастись. Ап.Павел пишет Тимофею: «Вникай в себя и в учение; <…> так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4,16). Тимофей, значит, мог спасти своими наставлениями слушавших его. И мы можем содействовать спасению ближнего отклонением его от греха и заблуждения (Иак.5,19—20); прегрешивших можем спасать исправительным наказанием (Иуд.23). Таким образом, мы сами можем разными способами содействовать спасению ближнего; а Пресвятая Богородица содействует всем своими молитвами и ходатайством пред Сыном Своим.

 

ВОПРОС: Что выражается песнию: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице»?

ОТВЕТ: Этим не отвергается молитвенное ходатайство о нас прочих святых угодников, но, соответственно превосходственному величию Богородицы, выражается превосходство заслуг Её для человечества и превосходство ходатайства Её пред Богом.

 

ВОПРОС: Не умаляется ли высокое достоинство и почитание Богоматери следующим местом Евангелия: «И отвещал им (Иисус): кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк.3,33—35)?

ОТВЕТ: Окружавшие Спасителя рассуждали по­земному, плотским умом (Кол.2,18), и потому знали об одной только близости к Спасителю по плотскому родству. Спаситель же имел в виду небесное призвание человека, указал им на существование иной близости к Нему и иного родства с Ним — духовного, основанного на исполнении Его заповедей, каковое родство одно только имеет значение для достижения Царства Божия. Это подобно тому, как Никодиму, знавшему только о плотском рождении, Он открыл духовное рождение, необходимое для достижения Царства Божия. И как тогда, говоря о духовном рождении, Спаситель не отвергал плотского, так и теперь, возводя мысль слушателей к духовному родству с Собою, Он не отверг и не презрел родства плотского, т.е. не презрел родства Своей Матери по плоти, Которая, будучи ближе всех к Нему плотски, вместе с тем была ближе всех и по духу, как сохранившая всё, сказанное и сделанное Им, в сердце своём (Лк.2,19—51).

 

Практическая симфония для проповедников Слова Божия / сост. прот.Григорий Дьяченко.

Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992


Цитата дня:

 

Прп. Ефрем Сирин:

 

"Всегда перед очами своими имей Господа; потому что спасает Он уповающих на Него".