Новости

Новости

« Все новости

Три Спаса- три праздника, обрамляющих Успенский пост. 13.08.2017 12:32

Три Спаса- три праздника, обрамляющих Успенский пост.

Православные отмечают в августе три спаса, которые идут один за другим и как бы объединены между собою Успенским постом. Все три праздника связаны с событиями из жизни Спасителя, отсюда и берет свое название слово «спас».

 

14 августа- Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (Медовый Спас)

4 стр медовый спас 114 августа, в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в Константинополе примерно в IX веке. История его такова: в августе, когда из- за летней жары и недостатка чистой воды  в городе начинались опасные эпидемии,  было принято,  после освящения воды 14 августа, износить Честное Древо Креста  на дороги и улицы «для освящения мест и в отвращение болезней». Святыню носили по городу и служили молебны 2 недели, затем возвращали обратно- в церковь византийских императоров.

Считается, что русское название праздника «происхождение» - не совсем верный перевод греческого слова, означающего торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавили слово «изнесение».

Еще одно событие, которое вспоминают 14 августа, свершилось в 1164 году. Тогда в один день, но в разных местах император византийский Мануил и русский князь Андрей Боголюбский со своими войсками силою не столько оружия, сколько горячей веры и упования на Бога, одержали победу над врагами своего Отечества: император Мануил над сарацинами, а князь Андрей над волжскими Болгарами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословлению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Но почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мед нового сбора, и это, конечно, дар Божий. Вот почему принято приносить сбор для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мед уже не просто, как лакомство, а как явственное ощутимое воплощение Божьей благодати.

«На Первый Спас и нищий медку попробует»,- так издавна говорили в народе. Кроме освящения меда, 14 августа  по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

 

19 августа- Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Яблочный Спас)

4 стр яблочный спас 219 августа - праздник Преображения Господня.  День, посвященный воспоминаниям события на горе Фавор, когда, по преданию, Иисус явил ученикам Свою божественную природу. Вот как это описано у евангелистов: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». ( Мф. 17:1- 9).

Преображение Господне по важности событий считается великим двунадесятым праздником. К его особенностям  относится то, что в этот день освящается виноград.  Однако, на Руси эти плоды заменялись нашими фруктами, в основном-  яблоками, поэтому и называется этот спас Яблочным. В день Яблочного Спаса пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами - всем, чем одаривает сад, огород, лес. Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что все в ней- от человека до растения- должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней». (Пс. 23:1).

 

29 августа- Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господня (Спас на холсте)

4 стр нерукотворный образ 1Как гласит предание, во время земной жизни Иисуса Христа тяжело заболел проказой Едесский князь Авгарь. Узнав о чудесах Спасителя, Авгарь уверовал в Него и написал письмо с просьбой его исцелить. С этим письмом он и послал в Палестину своего живописца, поручив ему также изобразить Господа на полотне. Художник, увидев Иисуса, окруженного народом, стал на высокий камень и начал писать Его портрет. Однако, труды были напрасны: как ни старался живописец, ему не удавалось уловить черты лица Господня. Заметив это, Иисус Христос велел принести воды. Умывшись, Он вытер лицо платком, и тот час на платке отпечатался Его Божественный Лик. Этот Нерукотворный Образ Свой Иисус послал князю вместе с письмом, в котором писал: «Блажен ты, что уверовал в Меня. После Вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга». Получив Образ и поклонившись Ему, князь почти полностью излечился; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом апостола. Им был святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», князь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, проходя через ворота, пока один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, не впал в идолопоклонство и не решил снять Его с городской стены. Святыню спас Едесский епископ- он заложил образ глиняной доской и кирпичами.  Спустя годы,  другой Едесский епископ, по велению Пресвятой Богородицы, достал Образ из замурованной ниши, чтобы с Его помощью спасти город от персидского войска. Город был спасен, слава о Нерукотворном Образе распространилась по всему Востоку. Когда же в  Едессой овладели арабы, святыня была выкуплена у эмира и перенесена с великими почестями в Константинополь.

16 августа 944 года Нерукотворный Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. У тех, кто видел Его, Он невольно вызывал благоговение. В иконе поражали глаза Спасителя, испускавшие светлые лучи. Где бы ни стоял смотревший, создавалось ощущение, что Спаситель смотрит именно на него каким- то особенным, приятным и нежным взглядом. Многие художники и иконописцы, видевшие этот Образ, свидетельствовали, что никаким мастерством нельзя было достигнуть такого эффекта, что на земле нет красок, которые могут передать цвет Святого Образа.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание  праздника в Русской православной Церкви выразилось в иконописи: икона Нерукотворного Образа Господня- одна из наиболее распространенных.

 


Объявления: