Новости

Новости

« Все новости

ЦЕРКОВЬ – ПРАКТИКА ВЕРЫ О предназначении человека 11.02.2022 18:31

ЦЕРКОВЬ – ПРАКТИКА ВЕРЫ

О предназначении человека

«Зачем ходить в храм, если Бог в душе?» Согласитесь, каждый из нас хотя бы раз слышал это выражение от друзей или родственников. Хотелось поспорить, цитируя мудрость: «кому Церковь не Мать - тому Бог не Отец».  Но так ли уж хорошо, чтобы объяснить другим, мы сами знаем о том, что же такое Церковь?  Почему необходимо Её посредничество в общении с Богом? Песнопения, молитвы на малопонятном языке, свечи, лампады… В чем смысл?

Для тех, кому хочется поступать, как положено христианину, а вот как положено – не всегда понятно и предназначена наша новая рубрика: «церковь - практика веры», которая  поможет правильно выстроить свою духовную жизнь. Как не потеряться в море информации, вникнуть в суть евангельских повествований, понять язык богослужений? И, наконец, с чего начинается непростой путь воцерковления?

 

2 стр 2 Хочу воцерковиться. С чего начать? Иметь твердое желание – советуют святые отцы. Стараться жить по вере. И для этого недостаточно, надев на себя нательный крест, зайти в церковь и поставить там свечу.  Духовная жизнь — это более глубокое понятие.  Суть которого в том, чтобы оставаться верующим всегда, а не только в храме на богослужении.

На нас воздействует огромное количество факторов. Мы частенько мечемся -  что-то вспоминая, что-то забывая. Постоянно боремся со своими недостатками и нередко  проигрываем в этой борьбе. Так и проходит наша жизнь: падаем и встаем, радуемся и унываем. 

Двигаясь вперед, не выдерживая искушения, оглядываемся назад…

Кто я? Зачем живу? Что будет после? Вспоминая известную притчу Христа о сеятеле, можем ли мы честно перед самим собой ответить на вопрос: на плодородную ли почву упало «семя»? 

Напомним, притча о сеятеле – первая по времени притча Христа – является ничем иным, как пророчеством о принятии человечеством слова Божьего.  В ней рассказывается о том, как люди по-разному принимают его.  

Евангелист Матфей излагает эту притчу так:

2 стр притча 2 «Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 1–9).

Итак, при засевании семенем, возникает четыре различных условия для его возрастания: при дороге, на камне, между бурьяном и в плодородной земле. Соответственно, всех людей, услышавших Благую Весть, можно условно можно разделить на четыре типа ее усвоения в зависимости от «качества» души. Узнать, взошло ли семя веры в сердце, не так и сложно….

 

1. НЕИСПРАВИМЫЕ ПРАГМАТИКИ

 «…И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то…» (Мф. 13:4).

Вам приходилось разговаривать с людьми  о Вере, явно понимая, что они вас не слышат? Тогда вы столкнулись с первым типом. Таких людей не интересует духовная жизнь - их больше заботит «вера в то, что они видят своими собственными глазами». Какое Царствие Небесное, когда нужно купить товары по скидке или оформить под минимальный процент кредит? Приоритет прагматиков – в поиске пользы и выгоды.  Принять слово Божие с таким настроем практически невозможно.

 

2. ДУХОВНЫЕ КОНФОРМИСТЫ

«Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло» (Мф. 13:5–6).

Встречаясь в храме с Богом, человек находит успокоение и защиту.  Возможно, он даже начинает вести духовную жизнь: по воскресеньям ходить в церковь, иногда участвовать в социальных акциях, ездить в паломнические путешествия.

Беда таких людей в том, что они готовы принять слово Божие, лишь пока оно не требует жертв -  легко верить, когда ты идешь по полю, смотришь на прекрасную природу вокруг, когда само мироздание «шепчет» о своем Творце….

Однако, христианство – это именно про жертву. Про готовность трудиться над собой, бороться с трудностями, пострадать, если придется, за Веру. Вот тут- то и начинаются проблемы: в минуты испытаний «удобное» христианство быстро рассыпается, человек не готов терпеть -  легче сбросить с себя крест. Семя Божие, посеянное в почву поверхностного сердца, погибает….

 

3. ПЛЕНЕННЫЕ МИРОМ

«Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его» (Мф. 13:7).

Чем-то похожи на прагматиков, но слово Божье все же слышат. Одновременно не готовы отказаться от мирской суеты, поглощающей их целиком и без остатка. Принимая правила церковные, кажется, начинают жить по ним, но водоворот забот, увлечений и пристрастий вытесняет из души все светлое и чистое -  и в этом «плененные миром» постоянно каются.  Но все равно постоянно возвращаются к одному и тому же.   

 

4. ДЕТИ БОЖЬИ

«Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:8).

Христос говорит о слышащих Бога через проповедь и тексты священных книг. Такие люди не играют в религию, но питаются словом Господа как хлебом.  Они искренне верят, что все сказанное в Священном Писании – истинная правда.  А значит, нужно наполнить ею собственную жизнь: пройти нелегкий путь от рабов до сынов Божиих.

Да, этот путь тернист.  Но только так -  идя по нему, - можно выполнить свое главное предназначение: быть Человеком.

«...Божественное Писание называет человеком того только, кто творит добродетель, а прочих не считает даже существующими…» - утверждал свт.  Иоанн Златоуст.  «Мы сотворены на дела благие, чтобы славить и хвалить Сотворившего, и насколько возможно, подражать Богу» -  был уверен свт. Григорий Богослов.

Слышащие Господа, утверждали святые отцы, делают добродетель своей второй природой. Несмотря на испытания и горькие ошибки, которые могут заставить опустить руки, несломленные, они продолжают идти, не сворачивая со своего пути. Добрая почва - и есть тот самый идеал, к которому нужно стремиться. И чтобы урожай был большим наши благочестивые предки дают такой совет: паши эту землю плугом покаяния, удобряй молитвой, орошай слезами сокрушения.  И постоянно выпалывай дурную траву страстей.

 

2 стр 1

 

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 1–9).

Так заканчивается притча. Наверное, неспроста. Чтобы ответить на вопрос: так кто же мы? Пусть каждый, по слову свт.Феофана Затворника, «...рассудит сам, к какому классу он принадлежит».  Бог не делит людей на «своих» и «чужих». Он протягивает руку, полную семян, каждому.  А вот прорастут они или погибнут, и каков будет урожай – это уже зависит от нас самих.

 

 

 

 

 

Святые отцы о главном выборе в жизни:

Прп.Амвросий Оптинский: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, – чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».

Прп.Паисий Святогорец: «Самое важное сегодня – не приспосабливаться к этому мирскому духу. Такое неприспособленчество – свидетельство о Христе. Постараемся, насколько возможно, не дать этому потоку увлечь, унести нас по мирскому руслу. Умная рыба на крючок не попадается. Видит наживку, понимает, что это такое, уходит из этого места и остается не пойманной. А другая рыба видит наживку, спешит ее проглотить и тут же попадается на крючок. Так и мир – у него есть наживка, и он ловит на нее людей. Люди увлекаются мирским духом и потом попадаются в его сети».

Свт.Тихон Задонский: «Сердце человеческое пусто быть не может, но непременно занято или враждой, или любовью к какой-нибудь вещи. Если враждой занято, такие и плоды приносит: ссоры, драки, убийства, обиды, злословия, проклятия, ложь, обманы, клевету, осуждение, презрение, уничижение, насмешки и прочее, тому подобное. А если любовь живет в сердце, оно являет и плоды любви, приятные как чистейшим очам Божиим, так и благоразумным людям».


Цитата дня:

 

свт.Иоанн

Златоуст:

"Господь Своим

пришествием

воскресил нас,

умерших

от грехов,

и оживотворил,

разрушив

двоякую смерть,

смерть греха и

смерть плоти."