Новости
18.01.2025
18.01.2025
08.01.2025
07.01.2025
07.01.2025
|
Новости
« Все новости
Страстная неделя: самое главное. 02.04.2018 09:32
Страстная неделя: самое главное. Среди седмиц Великого Поста Страстная занимает особое положение. Предыдущие шесть недель, или Четыредесятница, установлены в честь сорокадневного поста Спасителя. А вот Страстная седмица - уже в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Само название этой недели происходит от слова «страсть», то есть «страдание». Эта неделя - память о тех страданиях, которые были причинены Иисусу Христу людьми, ради спасения которых Он явился в мир. Пост в эти дни особенно строг, молитва- усилена. Молчание, молитва, добрые дела и посещение богослужений – вот как, по возможности, мы должны провести дни Страстной седмицы.
Также в этот день читается Евангелие о Втором Пришествии Христовом и вспоминается несколько притч: о злых виноградарях (которые были настолько лукавы, что не отдавали хозяину виноградника плодов в надлежащее время), и о бесплодной смоковнице, которую проклял Господь за то, что она не приносила плоды. В этих двух притчах заключён символ народа Израиля, который отверг и осудил сына Божьего на смерть. А ещё - это образ души человеческой, которую мы порой закрываем от Бога. В Великий вторник (3 апреля) вспоминаются притчи Иисуса Христа о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах. Первая притча - о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, по своей рассеянности оказавшихся неготовыми к этой встрече. Она как раз говорит о том, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, тогда уже поздно будет что-нибудь предпринимать, поэтому мы должны быть готовыми. Вторая притча - о талантах. О том, как господин призвал трёх рабов своих и дал каждому из них таланты (денежная единица, которая использовалась в античные времена). Двое вложили всё, что у них было, в свои труды, приумножив богатство. А третий зарыл талант в землю. За такое лукавство господин отнял у раба талант. Эта притча заставляет нас задуматься о том, что Господь наделяет неким талантом, даром. Для каждого из нас этот дар уникален, но мы должны использовать то, что нам было даровано во благо, чтобы дело наше приносило добрые плоды. В Великую среду (4 апреля) в Евангельских чтениях вспоминается покаяние грешницы и предательство Иуды. Евангельский рассказ начинается с того момента, когда Иисус пребывал в Вифании в доме Симона прокаженного. Тогда к Нему пришла некая женщина «грешница» и принесла с собой драгоценное миро, которое возлила на главу Спасителя. Ученики вознегодовали от такой расточительности, но Иисус остановил их, растолковав, что она доброе дело сделала для Него, тем самым готовя Его тело к погребению. В то же время Иуда Искариот, один из учеников Христа, сговорился с первосвященниками и пообещал выдать Господа за вознаграждение, тогда они предложили ему за это 30 сребреников. Все богослужебные тексты и песнопения этого дня готовят нас к страшным событиям. Уже произошло осуждение и предательство Спасителя, близится час Его страданий.
Великий четверг (5 апреля) приближает нас к часу Крестных страданий Христа. Это- своего рода кульминация Страстей Христовых. Вспоминаются события Тайной Вечери, страшная ночь в Гефсиманском саду, час суда и предание Христа на смертные муки. Накануне страшного дня Христос совершает последнюю трапезу со своими учениками. В знак смирения Господь омывает ноги своим ученикам, показывая пример того, как должно им обращаться друг с другом, не превознося себя. По омовении ног Иисус совершил Пасху и установил Великое Таинство Евхаристии, то есть Господь даровал людям Свои Тело и Кровь. Находясь же среди учеников своих, Иисус сказал, что один из них предаст Его. Тогда ученики опечалились и стали спрашивать: кто это? Господь сказал, что это будет тот, кто опустит вместе с Ним руку в чашу. Ещё Господь предсказал ученикам искушения, которые им предстоят, а апостолу Петру - что он три раза отречётся от Него. Но также Господь предрёк им Своё явление по Воскресении в Галилее. По окончании праздничной трапезы Иисус отправляется с учениками в Гефсиманский сад, где возносит свои молитвы Богу Отцу и скорбит о предстоящих мучениях: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26:39) Около полуночи в сад пришел предатель- Иуда со стражей и Он смиренно предал Себя в руки грешников. В Великую пятницу (6 апреля) вспоминаются мучения Иисуса Христа: суд и осуждение, его распятие, страдания и сама смерть на кресте. Страстная пятница - самый скорбный день в году для всех православных. Шесть долгих часов Господь мучительно страдал на кресте, искупая своими страданиями все человечество от рабства греху. Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в девятый час (около трех часов по нашему времени). Поэтому именно в это время в храмах совершается вынос плащаницы - шитого изображения снятого с креста распятого тела Спасителя. Плащаницу выносят из алтаря и возлагают на специально приготовленный стол в центре храма - гробницу, а затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе. Евангельские чтения этого дня содержат описание Страданий (Страстей) Христовых.
В Великую субботу (7 апреля) вспоминают пребывание Спасителя телом во гробе и его сошествие душою в ад, где Он попрал Он силу дьявола и возвестил о победе над смертью. Во время литургии Великой субботы священнослужители переоблачаются из темных траурных одеяний в светлые. Начинается ожидание праздника. Весь день до вечера освящается особая пасхальная снедь: куличи, пасхи, яйца. Ровно в полночь начинается Светлая Заутреня, во время которой собравшиеся почтить Воскресение Христово приветствуют друг друга радостными восклицаниями: "Христос воскрес!". Вот что писал об этом митрополит Сурожский Антоний Сурожский: «И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих. И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый — ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…»
|
Цитата дня:
Прп. Макарий Великий:
"Обитель, или упокоение Духа, есть смирение, любовь, кротость и прочие Заповеди Господни".
|