Новости

Новости

« Все новости

Страстная неделя: самое главное. 02.04.2018 09:32

Страстная неделя: самое главное.

Среди седмиц Великого Поста Страстная занимает особое положение. Предыдущие шесть недель, или Четыредесятница, установлены в честь сорокадневного поста Спасителя. А вот Страстная седмица - уже в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.

Само название этой недели происходит от слова «страсть», то есть «страдание». Эта неделя - память о тех страданиях, которые были причинены Иисусу Христу людьми, ради спасения которых Он явился в мир. Пост в эти дни особенно строг, молитва- усилена. Молчание, молитва, добрые дела и посещение богослужений – вот как, по возможности, мы  должны провести дни Страстной седмицы.

 

1 стр страстная неделяВ Великий понедельник (2 апреля)  в Евангельском чтении вспоминается ветхозаветный пророк Иосиф, сын Иакова и Рахили. Господь наделил его даром провидения, что вызвало негодование и зависть его братьев. Сговорившись, они продали его в рабство в Египет, где в положенный час он спас народ от страшных напастей. Иосиф - своего рода прообраз  Иисуса Христа, которого предали и обрекли на страдания, но, взойдя на Крест, Он подарил нам жизнь вечную.

Также в этот день читается Евангелие о Втором Пришествии Христовом и вспоминается несколько притч: о злых виноградарях (которые были настолько лукавы, что не отдавали хозяину виноградника плодов в надлежащее время), и о бесплодной смоковнице, которую проклял Господь за то, что она не приносила плоды. В этих двух притчах заключён символ народа Израиля, который отверг и осудил сына Божьего на смерть. А ещё - это образ души человеческой, которую мы порой закрываем от Бога.

В Великий вторник (3 апреля) вспоминаются притчи Иисуса Христа о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

Первая притча - о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, по своей рассеянности оказавшихся неготовыми к этой встрече. Она как раз говорит о том, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, тогда уже поздно будет что-нибудь предпринимать, поэтому мы должны быть готовыми.

Вторая притча - о талантах. О том, как господин призвал трёх рабов своих и дал каждому из них таланты (денежная единица, которая использовалась в античные времена).  Двое вложили всё, что у них было, в свои труды, приумножив богатство.  А третий зарыл талант в землю. За такое лукавство господин отнял у раба талант. Эта притча заставляет нас задуматься о том, что Господь наделяет неким талантом, даром. Для каждого из нас этот дар уникален, но мы должны использовать то, что нам было даровано во благо, чтобы дело наше приносило добрые плоды.

В Великую среду (4 апреля) в Евангельских чтениях вспоминается покаяние грешницы и предательство Иуды.

Евангельский рассказ начинается с того момента, когда Иисус пребывал в Вифании в доме Симона прокаженного. Тогда к Нему пришла некая женщина «грешница» и принесла с собой драгоценное миро, которое возлила на главу Спасителя. Ученики вознегодовали от такой расточительности, но Иисус остановил их, растолковав, что она доброе дело сделала для Него, тем самым готовя Его тело к погребению. В то же время Иуда Искариот, один из учеников Христа, сговорился с первосвященниками и пообещал выдать Господа за вознаграждение, тогда они предложили ему за это 30 сребреников.

Все богослужебные тексты и песнопения этого дня готовят нас к страшным событиям. Уже произошло осуждение и предательство Спасителя, близится час Его страданий.

 

Великий четверг (5 апреля) приближает нас к часу Крестных страданий Христа. Это- своего рода кульминация Страстей Христовых. Вспоминаются события Тайной Вечери, страшная ночь в Гефсиманском саду, час суда и предание Христа на смертные муки.

Накануне страшного дня Христос совершает последнюю трапезу со своими учениками. В знак смирения Господь омывает ноги своим ученикам, показывая пример того, как должно им обращаться друг с другом, не превознося себя.  По омовении ног Иисус совершил Пасху и установил Великое Таинство Евхаристии, то есть Господь даровал людям Свои Тело и Кровь.

Находясь же среди учеников своих, Иисус сказал, что один из них предаст Его. Тогда ученики опечалились и стали спрашивать: кто это? Господь сказал, что это будет тот, кто опустит вместе с Ним руку в чашу. Ещё Господь предсказал ученикам искушения, которые им предстоят, а апостолу Петру - что он три раза отречётся от Него. Но также Господь предрёк им Своё явление по Воскресении в Галилее.

По окончании праздничной трапезы Иисус отправляется с учениками в Гефсиманский сад, где возносит свои молитвы Богу Отцу и скорбит о предстоящих мучениях: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»  (Мф 26:39)

Около полуночи в сад пришел предатель- Иуда со стражей и Он смиренно предал Себя в руки грешников.

В Великую пятницу (6 апреля) вспоминаются мучения Иисуса Христа: суд и осуждение, его распятие, страдания и сама смерть на кресте. Страстная пятница - самый скорбный день в году для всех православных.

Шесть долгих часов Господь мучительно страдал на кресте, искупая своими страданиями все человечество от рабства греху. Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в девятый час (около трех часов по нашему времени). Поэтому именно в это время в храмах совершается вынос плащаницы - шитого изображения снятого с креста распятого тела Спасителя. Плащаницу выносят из алтаря и возлагают на специально приготовленный стол в центре храма - гробницу, а затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе.

Евангельские чтения этого дня содержат описание Страданий (Страстей) Христовых.

 

В Великую субботу  (7 апреля) вспоминают пребывание Спасителя телом во гробе и его сошествие душою в ад, где Он попрал Он силу дьявола и возвестил о победе над смертью.

Во время литургии Великой субботы священнослужители переоблачаются из темных траурных одеяний в светлые. Начинается ожидание праздника. Весь день до вечера освящается особая пасхальная снедь: куличи, пасхи, яйца. Ровно в полночь начинается Светлая Заутреня, во время которой собравшиеся почтить Воскресение Христово приветствуют друг друга радостными восклицаниями: "Христос воскрес!". 

Вот что писал об этом митрополит Сурожский Антоний Сурожский: «И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый — ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…»

 


Цитата дня:

 

Прп. Макарий

Великий:

 

"Обитель, или упокоение

Духа, есть смирение,

любовь,

кротость и

прочие Заповеди

Господни".