Новости

Новости

« Все новости

Церковное новолетие 13.09.2019 21:54

Церковное новолетие.

14 сентября (1 сентября по старому стилю) Православной Церковью празднуется Начало церковного года, которое также  называют «Началом индикта» или «Церковным новолетием».  Что это за праздник такой? В чем его суть? 

 

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, 
благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире 
люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.
Тропарь Индикта (церковного Новолетия)

 

1 стр новолетие 2Некоторые могут удивиться: почему в Православной Церкви новый год наступает осенью? Ведь, на первый взгляд, логичнее было бы отмечать его в начале весны. В чем логика?  А логика здесь та же, что лежит и в основании исчисления начала церковного богослужебного дня -  не с утра, как принято в гражданском исчислении, а с вечера дня предыдущего. Именно со Всенощного бдения, как известно, которое совершается накануне вечером, а не с утреннего богослужения, в православных храмах начинаются церковные праздники.  И происходит  так неспроста. Дело в том, что в таком определении начала  земного дня лежит глубокая мысль о сотворенности нашего мира и первичном небытии его.

Священное Писание, повествуя о творении мира, свидетельствует: «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет - днем, а тьму - ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:2-5).

Вот вам и ответ: почему служители Божии еще с древнейших ветхозаветных времен началом богослужебного дня определили именно вечер, а не утро. Потому и церковный новый год начинается именно с вечера круговорота времен года, а не с утра: то есть с наступлением осени, а не весны.

В первый день седьмого месяца, когда праздновали в Ветхом Завете новое лето, Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исайи (Ис. 61, 1 - 2) о наступлении лета благоприятного. В чтении Господнем (Лк. 4, 16 - 22) византийцы видели Его указание на празднование дня нового года. Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В рукописи Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник». И по сей день в Православной Церкви 1 сентября (по старому стилю) за Литургией читается Евангельское зачало о проповеди Спасителя.

Сам праздник церковного Новолетия был установлен святыми отцами 1 Вселенского Собора в Никее в память об официальном прекращении равноапостольным царем Константином Великим трехвекового гонения на христианскую Церковь.  Случилось это 14 сентября (1 сентября по старому стилю) 312 года после его победы над тираном Рима – Максенцием. Поэтому установленный святыми отцами праздник Новолетия символизировал не что иное, как начало христианской свободы.  

С того времени круг года в Римской империи и начался с сентября. Это летоисчисление было господствующим почти во всей Европе до половины XV века. Вместе с христианской верой Греческая Церковь передала это летоисчисление Русской Церкви.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В день начала новолетия русские государи являлись перед народом. Патриарх в присутствии царя совершал чин провождения лета, «начало индикта, еже есть новое лето». По окончании Божественной литургии Патриарх становился перед церковными вратами на восток и совершалось молитвословие, «во еже благословити венец лета благостию Своею».

Далее совершался молебен с водосвятием, Патриарх приветствовал царя речью, в которой желал ему и всем его верноподданным благословения Божия, здравия и благоденствия. Царь же приветствовал народ милостивым словом, на что люди отвечали: «Здравствуй, здоров буди на многия лета». Бедным и нищим раздавалась царская милостыня. Новолетие было также днем судных сроков, когда возвращали долги и отчитывались за взятые на себя обязательства.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день - первый день седьмого месяца от сотворения мира, то есть 1 сентября по старому стилю  - малым Господским праздником  «Начала индикта, сиречь новаго лета».  И именно с 14 сентября  (1 сентября по старому стилю) начинается годовой круг церковных праздников, первый большой праздник из которых — Рождество Богородицы (21 сентября), а последний — Ее Успение (28 августа), завершение Ее земного пути, переход в мир Небесной Славы, в Царствие Небесное.

«Во временных границах, обозначенных двумя этими событиями, - пишет в своей статье «Церковный год»  заместитель председателей совета при Союзе писателей России по возрождению и сохранению православных святынь Владимир Немыченков, - протекает год жизни православного христианина, который должен быть наполнен для него глубоким духовным содержанием и смыслом. Символически рождаясь вместе с Приснодевой в начале церковного года, христианин призывается прожить предстоящие двенадцать месяцев, дарованных ему Богом, как время, благоприятное для спасения – духовного и телесного труда по очищению себя от греховных страстей и стяжанию добродетелей, – так, чтобы закончить год, уподобившись в них совершенству Богородицы, Которая была удостоена за то блаженного завершения сей временной жизни – Успения – и воссоединения со Своим сыном Иисусом Христом».

Путь длиною в год Церковь, как вехами, обозначает малыми и большими праздниками. Самые главные из них -  Рождество Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Покров Пресвятой Богородицы (14 октября),   Введение Богородицы во храм (4 декабря), Рождество Христово (7 января), Обрезание Господне (14 января), Крещение Господне (19 января), Сретение (15 февраля),  Благовещение (7 апреля), Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение), Пасха Христова,  Вознесение Господне,  Пятидесятница (Святая Троица),  Рождество пророка Иоанна Крестителя (7 июля),  память апостолов Петра и Павла (12 июля),  Преображение Господне (19 августа),  Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

Всем православным христианам, учат нас святые отцы, важно понимать этот церковный календарь, читать его как книгу. Это не простое воспоминание в течение года исторических событий из земной жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых. Календарный год – это период жизни христианина, в течение которого он призывается Церковью взойти на новую ступень духовной лестницы.  «Наше великое счастье, - говорил священномученик Сергий (Мечёв), -  что мы снова входим в годовой богослужебный круг и имеем возможность еще раз со всем миром пройти его. А наша задача заключается в том, чтобы каждый посылаемый нам Господом год жизни сделать воистину временем приобщения к вечности, вхождением в то, что по бесконечной любви Божией совершилось «нас ради человек и нашего ради спасения». Будем же с большим вниманием и благоговением подходить к богослужению и входить в него не как зрители или свидетели, а как его участники. Тогда и вся жизнь наша получит новый смысл и новое освещение».


Цитата дня:

 

Свт. Василий Великий:

"Что свойственно любви к Богу? - Соблюдать заповеди Его, имея целью славу Его..."