Новости

Новости

« Все новости

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЭТИКЕТ 06.10.2020 22:39

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЭТИКЕТ

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С БЛИЖНИМИ?

3 стр про ближних 2 В жизни человека-христианина с глубокой древности Бог всегда занимал центральное, основное место, и всё начиналось — каждое утро, и любое дело — с молитвы, и всё завершалось молитвой. Св.прав.Иоанн Кронштадтский на вопрос, когда он успевает молиться, ответил, что он не представляет, как можно жить без молитвы. Молитва определяет наши отношения с ближними, в семье. Привычка перед всяким делом или словом от всего сердца просить: «Господи, благослови!» — убережёт от многих недобрых дел и размолвок. Бывает, начиная дело с самыми лучшими намерениями, мы безнадёжно портим его: обсуждения домашних проблем кончаются ссорой, намерение вразумить ребенка — раздражённым криком на него, когда вместо справедливого наказания и спокойного объяснения, за что получено наказание, мы «срываем злость» на своём чаде. Такое случается от самонадеянности и забвения молитвы. Всего несколько слов: «Господи, дай разум творить волю Твою, научи, как вразумить чадо…» дадут вам рассуждение и пошлют благодать. Просящему даётся.

Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке — ведь ему ещё тяжелее, чем вам, — на его душе грех обиды, может быть, клеветы — и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжело больному. От всего сердца помолитесь: «Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)… (имя) и его (её) святыми молитвами прости моя прегрешения». Как правило, после такой молитвы, если она была искренней, гораздо легче придти к примирению, а бывает, что человек, обидевший вас, сам первый придёт просить прощения. Но прощать обиды надо от всей души, держать же зло в сердце, досадовать и раздражать себя причинёнными неприятностями нельзя.

Лучший способ погасить последствия размолвок, недоумений, обид, которые в церковной практике называются искушениями, — это тотчас испросить прощения друг у друга, невзирая на то, кто в мирском понимании виноват, а кто прав. Сердечное и смиренное: «Прости, брат (сестра)» сразу умягчает сердца. В ответ обычно говорится: «Бог простит, ты меня прости». Вышесказанное, разумеется, не повод распускать себя. Далека от христианства ситуация, когда прихожанка наговорит дерзостей своей сестре во Христе, а потом со смиренным видом произнесёт: «Прости меня Христа ради»… Такое фарисейство именуется смиреннословием и ничего общего с истинным смирением и любовью не имеет.

Бич нашего времени — необязательность. Разрушающая многие дела и планы, подрывающая доверие, вводящая в раздражение и осуждение необязательность неприятна в любом человеке, но особенно неприглядна в христианине. Умение держать слово — признак нелицемерной любви к ближнему.

При беседе умейте внимательно и спокойно слушать другого, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту. Проверьте себя: нет ли у вас привычки многословно и возбуждённо рассказывать о своём «духовном опыте», что свидетельствует о процветающем грехе гордыни и может испортить ваши отношения с ближними. Будьте кратки и сдержанны в разговорах по телефону — старайтесь не говорить без особой нужды.

 

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ?

3 стр про храм 2 Церковь — особое место молитвенного предстояния человека пред Богом. К сожалению, очень мало кто знает о том, что такое храм Божий, как он устроен и главное — как себя вести в храме. У тех, кто уже несколько лет ходит в храм, появляется порой вредная и опасная привычка относиться к Дому Божию как к чему-то обыденному, где, приложившись к иконам и поставив свечи, можно решать свои житейские проблемы. Так, незаметно для себя, неопытный духовно христианин начинает чувствовать себя в святом храме по-хозяйски, как «старожил» — не оттуда ли берут начало многие нестроения и немирный дух в некоторых приходах?

Прихожане, вместо того чтобы смиренно ощущать себя рабами Божиими, считают себя хозяевами, имеющими право всех и вся поучать, наставлять, имеют даже «свои» места в храме, забывая, что в храм входят не «по билетам» и у человека не может в нём быть «личных» мест — пред Богом все равны…

Дабы избежать этого опасного пути, надо помнить, кто мы и для чего ходим в храм. Всякий раз, прежде чем прийти в храм Божий, предстать перед Богом с молитвой, нужно поразмыслить над тем, что ты хочешь сказать Богу, что хочешь Ему открыть. Придя в храм, надо пребывать в молитве, а не в разговорах, пусть и на благочестивые или насущные темы. Будем помнить, что за разговоры в храме Гос­подь попускает впасть в тяжкие искушения.

При приближении к храму человек должен перекреститься, помолиться, поклониться. Можно мысленно произнести: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем». Приходить в храм нужно за какое-то время до начала богослужения с таким расчётом, чтобы можно было успеть купить и поставить свечи к иконе праздника, лежащей на аналое — возвышении в центре храма перед Царскими вратами, — к чтимому образу Божией Матери, иконе Спасителя.

До начала службы надо постараться приложиться к иконам — не спеша, с благоговением. Прикладываясь к иконам, надо целовать изображение руки, край одежды, не дерзать целовать изображение Спасителя, Матери Божией в лик, в губы. Когда прикладываетесь ко кресту, следует лобызать стопы Спасителя, а не дерзать касаться губами Его пречистого лика…

Если вы будете прикладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, то такое «благочестие» будет неуважением к святыне, а кроме того, помешает молитве остальных и может стать причиной греха осуждения, которое по отношению к вам могут проявить другие прихожане. Исключение тут могут составлять маленькие дети, которым трудно ещё спокойно вести себя всю службу — их можно прикладывать к рядом висящим иконам и во время службы, не ходя по храму, позволить им ставить и поправлять свечи — это действует на младенцев благотворно и утешительно.


Цитата дня:

 

Называй всякую вещь

своим именем...

 

прп. Амвросий

Оптинский