Новости

Новости

« Все новости

4 декабря - введение во храм Пресвятой Девы Марии. 03.12.2018 21:29

4 декабря - Введение во храм Пресвятой Девы Марии.

1 стр введение во храм 1 Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - так полностью называется праздник, который пришел к нам из Церковного Предания -  день когда святые Иаоким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм. Вспоминая это событие, попытаемся задуматься над его значением, над его духовным смыслом. И пусть нам помогут мудрые мысли наших святых отцов и современных батюшек, известных своими богословскими трудами.

 

— А для чего вообще необходимо было приводить Деву Марию во храм? Неужели она не могла жить дома и радовать престарелых родителей? Можно ведь и дома служить Богу…

Свт. Григорий Палама: «Имевшая Своё тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению. Поэтому Христос Бог и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении».

— Интересно было бы увидеть собственными глазами, как происходило Введение Пресвятой Девы во храм…

Архимандрит Рафаил (Карелин): «Когда Деве Марии исполнилось три года, Её родители вместе с Дочерью в сопровождении многочисленных родственников пешком отправились из Назарета в Иерусалим. На рассвете третьего дня они приблизились к Святому Граду. Чудная картина открылась их взору. Храм на уступе горы Мориа был похож на стоящий у пристани корабль с распущенными белоснежными парусами; казалось, что он готов подняться ввысь и поплыть по лазурному океану неба. Лучи восходящего солнца, отражаясь и искрясь на золотых спицах купола, окружали храм переливающимся призрачным облаком света, словно сияющим нимбом.

Храм — это живая Библия. Храм даёт человеку возможность самому участвовать в событиях Священной истории в качестве действующего лица. В храмовом богослужении человек присутствует при творении мира, молится в скинии, сопровождает Господа во время Его земной жизни, находится на Тайной Вечере с апостолами, причащается из рук Спасителя, слышит весть мироносиц о Воскресении Христа из мёртвых, видит картины Страшного Суда. Как белый цвет является не отсутствием цветов, а синтезом красок всего спектра радуги, так и безмолвие храма содержит в себе молитвы и священные песнопения Небесной и земной Церкви. Храм — это образ потерянного Эдема и возвращённого рая. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы больше, чем праздник Её Рождества. Это день Её духовного рождения. Под сенью ветхозаветного храма вырос цветок Нового Завета — Дева Мария».

— В наше время невозможно жить в храме так, как жила в нём Пречистая Дева…

Митрополит Вениамин (Федченков): «Незадолго до смерти о.Иоанна Кронштадтского Бог привёл меня посетить святого пастыря.

— Батюшка! — спросил я, — скажите, пожалуйста, откуда у вас такая пламенная вера?

Мы, семинаристы и студенты, были хладными в вере, а потому и в других не могли понять горячности её. Для меня его вера была как бы загадкою: чего сам не знаешь, всё кажется непонятным.

— Откуда вера? — задумчиво переспросил уже болезненный старец и некоторое время помолчал.

— Я жил в Церкви! — вдруг твёрдо и уверенно ответил батюшка.

Я, «богослов», студент академии, — увы! — не понял этих слов: «жил в Церкви». Печально, что мы, будущие пастыри, не понимали таких простых вещей, как Церковь. А о.Иоанну было очевидно. И я переспросил:

— Что это значит — жили в Церкви?

О.Иоанн даже несколько огорчился:

— Ну, что значит? Ну, я служил Божественную литургию и другие службы, молился вообще в храме, любил читать каноны святым… — Он действительно всегда на утрени читал на клиросе каноны святым. И как читал! С великим дерзновением. — Вот что значит: жить в Церкви, — закончил он беседу».

— Если Иерусалимский храм был такой великой святыней, если в нём несколько лет жила Сама Пресвятая Дева и архангелы спускались туда, чтобы приносить Ей небесную пищу, — почему же о нём было сказано: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23,38)?

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней — Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освящённая пребыванием в нём Ковчега Нового Завета — Пресвятой Богоотроковицы — и явлением в нём Спасителя и Бога — Христа, — оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену Плача? Ответ на все наши горькие «почему?» опять же надо искать нам в храме и в Святом Писании, которое хранит храм. Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм ещё только освящался и ликовал святыней: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего… И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: «За что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?». И скажут: «За то, что они оставили Господа Бога своего… и приняли других богов, и поклонились им, и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие» (3Цар.9,6—9). Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными? Отступление от Бога — вот причина всех бед, и во все времена».

— История Введения во храм — поразительный рассказ о чуде Божием. Наверное, можно сказать, что вся жизнь Пречистой была чудом…

Протоиерей Александр Шаргунов: «Мы говорим, что Божия Матерь — предызбранная от всех родов прежде создания мира. И введение Её во Храм, во Святое святых, — свидетельство этому. Но самое поразительное в жизни Богородицы и Матери Света — это то, что Она должна была пройти через мрак веры. Часто противопоставляют веру и видение. Преподобный Силуан Афонский пишет, что одно дело — верить в Бога, а другое — знать Его. И святые отцы всех веков говорят, что Божия Матерь видела, знала, что должно произойти. Но Она не была бы столь возвеличена Богом, если бы Ей не было дано пройти через мрак веры. Потому что Она более всех должна была приобщиться тайне крестной богооставленности Своего Сына и потому что Ей, как нашей Матери, надо было приобщиться тому, что переживает каждый из нас».

— Все рассказы из Священного Писания и Священного Предания следует понимать и буквально, и иносказательно. Какое иносказание мы можем увидеть в истории о Введении во храм?

Митр. Антоний Сурожский: «Вот о чём говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Её жизни, до момента, когда, как пишет один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и вместе с Духом Святым родить воплощённое Божие Слово».


Цитата дня:

 

Прп. Макарий

Великий:

 

"Обитель, или упокоение

Духа, есть смирение,

любовь,

кротость и

прочие Заповеди

Господни".