Новости

Новости

« Все новости

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ, АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ 26.11.2018 21:43

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ, АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

26 ноября Православная Церковь празднует память великого святителя и вселенского учителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Его имя знакомо, пожалуй, каждому верующему – хотя бы потому, что на протяжении большей части церковного года в храмах служится составленная им литургия. Как никто другой этот великий святой показал тождество догматической и нравственной жизни: жизни в добре как жизни во Христе. Его проповеди, звучавшие когда-то в шумных больших городах, актуальны и в наши дни…

 

2 стр иоанн  (2) Он родился в 347 году в знатной семье в Антиохии - большом городе, входившем   в состав Римской империи, власти которой недавно обратились в христианство. Рано лишившись отца, он был воспитан матерью - благочестивой женщиной, отдавшей все силы развитию сына.   Она сумела   насадить в сердце Иоанна семена доброй нравственности и особенно глубокую преданность воле Божией и дать блестящее образование - юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.

В 20-летнем возрасте молодой человек принял святое крещение. Среди новокрещеных немного было людей столь образованных. В Церковь в то время пришло огромное количество народа, но далеко не все ради веры - кто за компанию, кто из любопытства, а кто-то и в поисках выгоды. Люди не понимали, чем поклонение Христу принципиально отличается от поклонения множеству божеств, которых они прежде чтили? Некоторые и вовсе видели в христианстве всего лишь новую идеологию, полезную имперской власти.

Именно тогда и именно по этим причинам и зародилось монашество - движение тех, кто тщательно оберегал чистоту христианства, уходя от шумных толп в малодоступные места. К монашеской жизни, причем даже не общежительной, но отшельнической, тяготел и Иоанн.  Поэтому после смерти своей матери он также принял иночество:   четыре года он провел в уединении, два из них - в полном молчании.

И в эти, и в последующие годы Иоанн очень много писал - письма, богословские трактаты, комментарии на Священное Писание.  Среди размышлений - сочинение «Шесть слов о священстве», ставшее настольной книгой священнослужителей всех поколений. Собственно, эти «Шесть слов» - и есть объяснение тому, почему святитель никогда не хотел быть ни Константинопольским архиепископом, ни даже священником.

Вот как видел он пастырскую ответственность: «Пастырю надобно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания; так, напротив, есть и такие, которые, не получив наказания, соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше».

Из-за великого смирения Иоанна ужасало это высокое «равноангельское служение». Однако, именно этот удел готовил ему Господь.   Суровая аскетическая жизнь и подвиги сказались на здоровье подвижника - у него  открылась желудочная болезнь, и он  просто вынужден был вернуться в Антиохию.  В 381 году святитель был рукоположен во диакона, через 5 лет - в пресвитера.

Ревностный пастырь, блестящий богослов, ритор, философ, получивший прекрасное как духовное, так и светское образование, святитель произносил проповеди не реже двух раз в неделю, а иногда и ежедневно. Когда он говорил, прекращались торжища на рынках, суды, жизнь замирала. В то время не было средств массовой информации, а книги были очень дороги, и единственным способом научить чему бы то ни было церковный народ, по сути, оставалась проповедь.   Его проповеди были мало похожи на скучные богословские лекции, пересыпанные цитатами,  напротив, они были яркими, образными и в то же время простыми, доходчивыми, часто  проходили в виде живых бесед с верующими. Как жить по Евангелию? Как исполнять волю Божию? Как любить ближнего?    Из имеющихся свидетельств известно о том, что порой  в церкви раздавались аплодисменты, ибо темпераментные греки не выдерживали и аплодировали красоте и силе слова Иоанна.

В истории Церкви не было, нет и, быть может, не будет проповедника и оратора равного Иоанну Златоусту. Но Богу он служил далеко не только устами. Очень много времени уделял угодник Божий и делам милосердия. При нем Антиохийская Церковь ежедневно кормила до трех тысяч дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и болящих. При этом сам святой жил очень просто. Питался скудно, одевался бедно, совершенно не обращая внимания на внешний вид.

В 397 году Константинопольская кафедра осиротела. Умер архиепископ Константинопольский Нектарий. Внимание столицы было обращено на антиохийского подвижника, известность которого простиралась далеко за пределы родного края. Таким образом, святитель, сам того не желая, стал Предстоятелем Церкви.

Печальное зрелище представлял  тогда  Константинополь. Внешне это был христианский город с пышными обрядами и богослужениями. На деле - он весь погряз в роскоши и грехах. Мало кого смущала далекая от аскезы жизнь иных христианских пастырей, нравы императорского двора отличались распущенностью, знать утопала в пороках и роскоши, в то время как народ влачил нищенское полуголодное существование.

Строгий аскет, праведник и молитвенник Иоанн Златоуст не собирался мириться ни с чем подобным. Начал с главного:   исправления жизни духовенства. Со всем усердием предался новый архипастырь заботам о примирении враждовавших епископов, устраняя недостойных клириков, требовал  от остальных прилежания и чистоты.  И здесь лучшим примером был он сам: средства, которые предназначались для архиепископа, Предстоятель обращал на содержание больниц и гостиниц для паломников, носил он, как и прежде, скромные одежды,  довольствуясь скудной пищей, отказывался от приглашений на праздничные обеды.  Епископ, как считал святитель - это не обласканный властью чиновник, а служитель народа Божьего. И потому главную свою задачу он видел в христианской миссии в обществе, проповеди Христовой истины и научение ей. Много трудов положил святитель Иоанн на устроение благолепного Богослужения: составил чин литургии, написал ряд молитв, ввел в церковное употребление крестные ходы. 

Наряду со всем этим святитель обличал пороки власть имущих, выступал  против богатства и социального расслоения.  От нового константинопольского архиепископа достается всем: и епископам, и знати, и даже императорской чете.

Эта позиция ревностного поборника святой христианской веры восстановила против  него многих.  В числе врагов  архипастыря оказалась и императрица Евдоксия, жена императора Аркадия. Именно под ее покровительством на царской вилле «У дуба» созвали Собор во главе с Александрийским Патриархом Феофилом. По сфальсифицированному обвинению Иоанн был осужден и отправлен в ссылку.

Впрочем, длилась она недолго: простой народ обожал своего архиепископа, в Константинополе начались волнения, испуганный император освободил святителя и вернул ему кафедру.

Прошло два месяца… Евдоксия снова предалась пагубным страстям – и святитель Иоанн вновь не смолчал, выступил с обличениями.

И снова интриги и ссылка на далекий Кавказ.

В сам день Пасхи 404 года, во время Богослужения, Иоанн был взят под стражу. Некоторое время он пребывал под домашним арестом, потом его отправили в Вифинию, затем еще дальше - в Малую Армению. Сам он сказал об этом так:

«Братия, вор не приходит туда, где хворост, сено и дрова, но - туда, где лежит золото, или серебро, или жемчуг; так и дьявол не входит туда, где прелюбодей, или богохульник, или хищник, или корыстолюбец, но - туда, где провождающие пустынную жизнь… Так, если изгонят меня, я уподоблюсь Илии; если бросят в грязь - Иеремии; если в море - пророку Ионе; если в ров - Даниилу; если побьют камнями - Стефану; если обезглавят - Иоанну Предтече; если будут бить палками - Павлу; если распилят пилою - Исайе; и о, если бы пилою деревянною, чтобы мне насладится любовью ко кресту!»

 

В армянском городе Кукузе Иоанн провел в нужде и лишениях три года. Но Евдоксии этого было мало. Ему назначили новое место ссылки:  Питиунт (современная Пицунда  в Абхазии). Страже императрица дала задание примерно следующего содержания: «Если не дойдет, то это будет хорошо».  Так, к сожалению, и произошло. Места назначения измученный святитель так и не достиг - причастившись Святых Христовых Таин, со словами: «Слава Богу за все!» Иоанн Златоуст скончался в местечке под названием Команы.


Объявления: