Новости

Новости

« Все новости

19 декабря - день святителя Николая Чудотворца. 19.12.2018 20:43

19 декабря - день святителя Николая Чудотворца.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и Чудотворец - один из самых почитаемых святых в православном мире. Наверное, нет такого человека, которому это имя было бы не знакомо. Но мало кто знает, что с ХIХ века, когда был выпущен наиболее полный сводный труд о чудесах, иконах и  жизни великого  Мирликийского епископа, сведения о нем несколько изменились.  Изучение древних памятников позволило не только значительно дополнить жизнеописание святителя, но и признать недостоверными или искаженными некоторые факты из его биографии.

2 стр николай 1 Например, по исследованию жития Николая Чудотворца архимандритом Антонином (Капустиным)  выяснилось, что древние агиографы допустили смешение двух житий. В Ликии было два святителя Николая. Первый — Николай Мирликийский — жил в IV веке, при императоре Константине, а второй — Николай Пинарский — в VI веке и стал архиепископом при императоре Юстиниане I. Оба родом из Ликии, архиепископы.  Оба были канонизированы, как святители и чудотворцы. Поэтому не мудрено, что переписчики ошибочно решили, что упоминаемые в разных текстах святитель Николай Пинарский и святитель Николай Чудотворец — это один человек. События из жизни одного  стали добавлять в повествование о другом. Возникли исторические несоответствия. Получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой. На самом деле Николай Чудотворец на Святой Земле не был, описанное паломничество совершал Николай Пинарский. Подобным образом произошла путаница и с именами родителей и дяди Николая Мирликийского. Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в некоторых источниках – это имена родителей Николая Пинарского.

В конце XIX века архимандрит Леонид (Кавелин), наместник Свято-Троице-Сергиевой лавры, еще сомневался и говорил, что дальнейшие изучения биографий  покажут, так это или не так. После фундаментальных исследований,  сомнения в смешении житий двух святителей полностью исчезли. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из жития Николая Чудотворца были удалены сведения и события, относящиеся к другому ликийскому святому.

Бил ли святитель Николай по щеке Ария? Еще один спорный факт из жизни святого. Несмотря на то, что этот случай вошел его в каноническое житие,  момент, когда на Первом Вселенском Соборе 325 года в Никее епископ  Мирликийский  ударил по щеке еретика, долгое время оспаривали некоторые профессора. Так, к примеру, профессор церковной истории, член-корреспондент Императорской Академии наук Василий Болотов в своем монументальном труде «Лекции по истории Древней Церкви» писал: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».

В постановлении Первого Вселенского Собора действительно нет подписи святителя, однако данные о его участниках крайне противоречивы (епископы могли отбывать и прибывать на протяжении всего Собора).  Сложившееся предание о знаменитой пощечине Арию основывается на том факте, что число присутствовавших на Соборе отличается в зависимости от источника, т.е. святитель попросту мог «затеряться» в списках. 

Описание пощечины, доставшейся Арию от святителя Николая, впервые появилось в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.

Целую книгу можно написать и о том, какие детективные истории происходили с мощами святителя Николая. Однажды их пытались выкрасть турки (в 729 году), но ошиблись - взломали гробницу другого святителя. Потом похитить святые мощи, чтобы перевезти их из турецкой Ликии в Бари, решили барийские купцы-католики.  В 1087 году сделать это удалось. Под угрозами пыток, монахи, дежурившие в храме cвт. Николая, выдали тайну,  где находится святыня (мощи хранились не в нише с гробницей, а в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой). Разбив эту мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и, увы, встал прямо на благоухающие миром святые останки и повредил их. Мощи святителя пришлось переносить по частям. Забрать все полностью  не получилось - мореплаватели торопились, опасаясь, что ликийцы воспрепятствуют похищению, поэтому   часть мощей так и осталась в Турции. Забегая вперед, скажем, что ее, спустя некоторое время тоже похитили - на этот раз венецианцы. Точно так же, под угрозами пыток, они узнали, где находятся остатки мощей святителя. Но так как мощей Николая Чудотворца было мало (примерно одна пятая часть от того, что забрали баряне), венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: посторонний череп, женские и детские косточки. Во время Крестового похода святые мощи широко дарились. По миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения.

А баряне никому мощи не раздавали. Построили храм Свт. Николая и хранили их там под спудом. Только малую часть десницы оставили над гробницей, но уже в начале XI века она была похищена.

Сама же гробница не открывалась вплоть до пятидесятых годов прошлого века. Ее вскрытие производилось только один раз, в 1953-1957 годах. Святые мощи Николая Чудотворца были самым тщательным образом исследованы.  Благодаря этим исследованиям были сделаны заключения не только о болезнях святого, свидетельствующие  о мучениях, которые перенес епископ в тюрьме, но и была восстановлена его внешность. Выяснилось, что святитель был крепким мужчиной, ростом примерно 1 м 68 см, с высоким лбом, выступающими скулами и подбородком, носом, «стремящимся к орлиному», карими глазами и смуглой кожей. В целом исследователи пришли к выводу, что на иконах Николая Угодника изображают правильно и похоже. Об этом свидетельствуют еще и чудеса, о которых рассказывают верующие: является им во снах или видениях старичок, дает советы, как выбраться из беды, а придя в церковь, люди сразу узнают «старичка» на иконах Николая Угодника.

Говоря об иконах,  нельзя не упомянуть, что в иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству. К слову,  в русской народной традиции дни почитания святого Николая Чудотворца считались вторыми по значимости после Пасхи. На втором месте после Богородицы было и число храмов, освященных в его честь.

Святитель, великий угодник Божий и Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских почитается во всем мире и всеми религиями. Он прославился особенной ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей. Обращались к нему не только христиане, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. Благодетелем рода человеческого не перестал быть святитель Николай и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения. Святая Церковь  чествует память святителя Николая не только в дни его рождения и преставления, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.


Объявления: