Новости

Новости

« Все новости

Церковное новолетие 14.09.2021 00:00

Церковное новолетие

14 сентября (1 сентября по старому стилю) Православной Церковью празднуется Начало церковного года, которое также  называют «Началом индикта» или «Церковным новолетием».  Что это за праздник такой? В чем его суть? 

 

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый,

благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире

люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

Тропарь Индикта (церковного Новолетия)

 

3 стр новолетие (1) Некоторые могут удивиться: почему в Православной Церкви Новый год наступает осенью? Ведь, на первый взгляд, правильней было бы отмечать его в начале весны. В чем логика?  А логика здесь та же, что и в определении начала церковного богослужебного дня:   не с утра, как принято в гражданском исчислении, а с вечера дня предыдущего - в этом лежит глубокая мысль о сотворенности нашего мира и первичном небытии его.

Священное Писание повествует:  «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет - днем, а тьму - ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:2-5). Вот вам и ответ: почему служители Божии еще с древнейших ветхозаветных времен началом богослужебного дня определили вечер, а не утро. Потому и церковный новый год начинается именно с вечера круговорота времен года, то есть с наступлением осени.

В первый день седьмого месяца, когда праздновали в Ветхом Завете Новое лето, Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исайи (Ис. 61, 1 - 2) о наступлении лета благоприятного. В чтении Господнем (Лк. 4, 16 - 22) византийцы видели Его указание на празднование дня Нового года. Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В рукописи Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник». И по сей день в Православной Церкви 1 сентября (по старому стилю) за Литургией читается Евангельское зачало о проповеди Спасителя».

Сам праздник церковного Новолетия был установлен святыми отцами 1 Вселенского Собора в Никее в память об официальном прекращении равноапостольным царем Константином Великим трехвекового гонения на христианскую Церковь.  Случилось это 14 сентября (1 сентября по старому стилю) 312 года после его победы над тираном Рима – Максенцием. Поэтому установленный святыми отцами праздник Новолетия символизировал не что иное, как начало христианской свободы.  С того времени круг года в Римской империи и начался с сентября. Это летоисчисление было господствующим почти во всей Европе до половины XV века. Вместе с христианской верой Греческая Церковь передала это летоисчисление Русской Церкви.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В этот день русские государи являлись перед народом. Патриарх в присутствии царя совершал чин провождения лета, «начало индикта, еже есть новое лето». По окончании Божественной литургии он становился перед церковными вратами на восток и совершалось молитвословие, «во еже благословити венец лета благостию Своею».

Далее совершался молебен с водосвятием, Патриарх приветствовал царя речью, в которой желал ему и всем его верноподданным благословения Божия, здравия и благоденствия. Царь же приветствовал народ милостивым словом, на что люди отвечали: «Здравствуй, здоров буди на многия лета». Бедным и нищим раздавалась царская милостыня. Новолетие было также днем судных сроков, когда возвращали долги и отчитывались за взятые на себя обязательства.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского Нового года на 1 января. С тех пор празднование церковного Новолетия 1 сентября не совершалось с былой торжественностью.  Однако, Типикон доныне полагает этот день  малым Господским праздником  «Начала индикта, сиречь новаго лета».  Путь длиною в год Церковь, как вехами, обозначает малыми и большими праздниками.

Рождество Богородицы (21 сентября)

Воздвижение Креста Господня (27 сентября)

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября)

Введение Богородицы во храм (4 декабря)

Рождество Христово (7 января)

Обрезание Господне (14 января)

Крещение Господне (19 января)

Сретение (15 февраля)

Благовещение (7 апреля)

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение)

Пасха Христова

Вознесение Господне

Пятидесятница

Рождество пророка Иоанна Крестителя (7 июля)

Память апостолов Петра и Павла (12 июля)

Преображение Господне (19 августа)

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа)

Это не простое воспоминание в течение года исторических событий из земной жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых. Этот церковный календарь, учат нас святые отцы, важно понимать, читать как книгу. Календарный год – не только отрезок времени.  Это период жизни христианина, в течение которого он призывается Церковью взойти на новую ступень духовной лестницы. 

 


Цитата дня:

 

 

 

Преп. Ефрем

Сирин:

Вера делает

человека,

сотворенного

из земли,

собеседником

Божиим...