Новости
12.08.2024
06.08.2024
04.08.2024
01.08.2024
01.08.2024
|
Новости
« Все новости
1 АВГУСТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СЕРАФИМА САРОВСКОГО 01.08.2024 15:21
1 АВГУСТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ СЕРАФИМА САРОВСКОГО Как преподобный Серафим лечил уныние «Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный» – одна из известных цитат преподобного Серафима Саровского. Этот «радостный дух» был его отличительным свойством. Но сей благодатный дар достался ему не без борьбы. Еще в начале монашества бес уныния частенько нападал на него. «Трудно, – признавался преподобный, – избежать этой болезни начинающему жизнь монашескую». Лучшими лекарствами от нее он считал смиренномудрие сердца, молитву и труд. Чувство уныния, которое в свое время испытал преподобный Серафим Саровский, он описывал так: «Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии». Надобно спешно выходить из него – советовал монах. «Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния» - был убежден он. Именно уныние, по его мнению, порождает грех: смущение, ярость, жалобу на свою участь, развращенные помыслы. Чтобы бороться с ним, преподобный предлагал искать «смиренномудрие сердца», то есть относиться ко всему происходящему, как к воле Божией. И принимать ее, не гадая: что, да почему? Старец знал, о чем говорил. Сам он очень многое пережил в жизни: несправедливое отношение к себе, презрение, обиды, насмешки. Все это он переносил с удивительной стойкостью и не роптал на судьбу. В своих бедах никого не винил. «Осуждая другого человека, - был убежден он, - мы впускаем в свое сердце уныние, дух отчаяния». «В злохудожественную душу не войдёт премудрость Божия», - учит нас Священное Писание. Этими словами и жил преподобный Серафим Саровский. Его внутренний взор так глубоко проникал в души людей, что в каждом он видел черты образа Божиего, а если человек был плохим, он любил его еще больше – как врач, сострадая немощному. «Радость моя» - такими словами он встречал приходивших к нему. И это была не присказка монаха, это было свидетельство его настоящей радости. В каждом страждущем он зрел обращение к нему Самого Бога, и множество скорбящих постоянно теснились у его кельи. Пройдя через тяжелые подвиги иноческого жития, он удостоился от Бога даров исцеления и прозорливости. Так, он чувствовал состояние души человека, который принес свечу. Если свеча падала, значит, тот сильно унывал или решился на серьезный грех. Тогда преподобный монах становился на колени и молился. Горя-то у всех своего было достаточно: не хватало только тепла Божия. И святой Серафим утешал. Многие монахи возмущались, что приходящие нарушают тишину, правила, отвлекают от молитвы. Преподобный на все претензии отвечал: «Положим, что я затворю двери моей кельи. Приходящие к ней, нуждаясь в слове утешения, будут заклинать меня Богом отворить двери и, не получив от меня ответа, с печалию пойдут домой… Какое оправдание я могу принести Богу на Страшном суде Его?» Если человек унывал из-за некоего уже совершенного действия, считая его непоправимым, святой Серафим рассказывал ему случай из жизни одного монаха. Монах этот однажды серьезно согрешил. Его начали смущать мысли, что грех никогда не будет прощен и что он никогда не сможет его исправить. Пришло уныние, а потом и отчаяние. Но тут вдруг монах словно увидел, как его ум заполоняют отчаянные мысли, резко прервал их ход и решил до конца дней каяться в своем грехе и «заглаживать» его добрыми делами. Уныние тут же отступило. Господь открыл его духовную борьбу и победу в ней одному из святых старцев того монастыря и велел высказать уважение этому монаху и поставить его в пример унывающим от своих грехов иноков. Преподобный Серафим также любил вспоминать слова святого Варсонофия Великого: «Если не предашься унынию и нерадению, то сможешь прославить Бога, и Он переменит твою участь из небытия в бытие, то есть из грешника в праведника». «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя», - не уставал повторять Серафим Саровский. Что есть дух мирен? Это душевное спокойствие. А как душа будет спокойна при унылом сердце? Бывает, что уныние возникает от праздности, когда душа не может найти себя, свое настоящее место, дело. Тогда св. Серафим советовал занять себя чем-то добрым и полезным: «Болезнь сия врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением, потому что и рождается она от малодушия, и праздности, и празднословия». Часто до уныния доводит долгая болезнь или сильная боль – здесь и до отчаяния недалеко. Сестра Мария из Дивеева вспоминала: «Однажды, глухая и слабая, вдруг вижу, что в келье сделалось светло. Входит батюшка Серафим и говорит: «Ну вот, матушка, слезы и вопли твои заставили меня прийти к тебе: ты больна и ни в чем не находишь утешения; и вот я пришел». Он взял обеими руками мою больную голову, приподнял и перекрестил ее. – Ну вот, матушка, – сказал он, – я, собственно, для тебя и приходил, чтобы исцелить тебя. Головке будет легче, но совсем не выздоровеет. – Да как же, батюшка, – говорю, – нет, уж исцели до конца. А он в ответ: – Нет, матушка, не на пользу нам. Все будет немножко болеть. После этого явления ко мне батюшки я стала видимо поправляться: голова прошла, но изредка болела». Преподобный старец учил: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более». Интересно, что Серафим Саровский использовал не только «духовное лекарство», но часто самые простые вещи, возвращавшие людям радость и смысл жизни. Когда он хотел помочь унывающим сестрам Дивеевской общины, говорил, чтобы они ели вволю. А еще советовал, когда отправляются на разные послушания, брать с собой хлеб. Даже на ночь под подушку старец велел класть хлеб. Такие маленькие «утешения», идущие, порой, в формальный разлад с правилом монастырей (есть только в час трапез), святой считал вполне допустимыми, если они давали пользу душе, ведь не человек для правила, а правило для человека, а дороже души в человеке ничего нет. Свидетельство о воззрении преподобного на уныние и радость оставила нам в своих записях монахиня Капитолина (Ксения Васильевна). Она вспоминала, как говорил ей мудрый старец: «Веселость – не грех, матушка: она отгоняет усталость; а от усталости ведь уныние бывает; и хуже его нет. Оно всё приводит с собою. Вот и я как поступил в монастырь – то, матушка, на клиросе тоже бывал; и такой-веселый-то был, радость моя! Бывало, как ни приду на клирос-то, братия устанут; ну и уныние нападет на них, и поют уже не так, а иные и вовсе не поют. Все соберутся, а я веселю их; они усталости и не чувствуют! Ведь дурное что говорить ли, делать ли – нехорошо, и в Храме Божием не подобает. А сказать слово ласковое, приветливое, да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был – вовсе не грешно, матушка». «Цель нашей жизни, говорил преподобный, - стяжание Духа Святого Божия». А Его действие привлекает мирная душа. В унылом сердце веры нет. Старец был убежден: «Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары». Призывая нас: «Миром Господу помолимся!», сама святая Церковь напоминает нам, что только в мире душевном, с миром в душе мы можем что- то просить у Бога. |
Цитата дня:
Свт. Василий Великий: "Что свойственно любви к Богу? - Соблюдать заповеди Его, имея целью славу Его..."
|