Новости

Новости

« Все новости

Святые благоверные князья-страстотерпцы БОРИС и ГЛЕБ 06.08.2024 00:00

Святые благоверные князья-страстотерпцы БОРИС и ГЛЕБ

bce4687ba9

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые святые, канонизированные Русской Церковью.  По общепринятой версии, князей убил их брат Святополк в стремлении захватить власть. Бориса и Глеба почитают, как пример смирения перед страданием.  Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства: кроткое принятие мученической смерти, прощение своих убийц.

КТО ТАКИЕ БОРИС И ГЛЕБ?   Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились незадолго до Крещения Руси и были воспитаны в христианской вере. Старший из братьев - Борис - получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием он возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

С раннего детства мечтал посвятить свою жизнь исключительно служению Богу и Глеб, который воспитывался вместе с братом. Оба отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру отца - милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Когда мальчики стали взрослеть, Владимир поручил им управление территориями. Борису достался Ростов, а Глебу — Муром.

КАК ПОГИБЛИ БОРИС И ГЛЕБ?    Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев. Он дал сыну войско и направил в поход против печенегов. Вскоре князь ушел из жизни. Его старший сын Святополк, бывший в то время в Киеве, самовольно захватил власть, задавшись целью как можно скорее избавиться от братьев-соперников, пока те ничего не предприняли.

Возвращаясь из похода, Борис узнал о смерти отца.   Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол. Но молодой князь отверг это предложение.  Не желая междоусобной распри, он распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности брата, на стороне которого были симпатии народа и войска. Опасаясь, что тот захочет отнять у него престол, он подослал к нему убийц. Борис был извещен об этом, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. На него напали с копьями прямо во время утренней молитвы. Своим убийцам Борис сказал: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам».

Столь же вероломно Святополк умертвил и своего другого брата, князя Глеба, жившего в то время в Муроме.  Вызвав его оттуда, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить по дороге. Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Но, глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни в изгнании, ненавидимый всеми.

В ЧЕМ ЖЕ СОСТОЯЛ ПОДВИГ БОРИСА И ГЛЕБА?  Жизнь святых князей была принесена в жертву главной христианской ценности — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4:20). Князья приняли смерть в знак беспредельной любви ко Христу; в подражание его крестной муке, сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — показали, что за зло нельзя воздавать злом, чего бы это не стоило.  И этот подвиг смирения, послушания и кротости сделал их поистине народными святыми.

Князей Бориса и Глеба   канонизировали как страстотерпцев – это один из чинов святости, когда мученик не держит зла на убийц и не сопротивляется, принимая смерть за исполнение заповедей Божьих. 6 августа Церковь чтит их память.  Интересно, что братья были первыми святыми, канонизированными Русской Церковью. Даже их отец, князь Владимир, был причислен к лику святых намного позже. Прославляя страстотерпцев, посвященное им сказание говорит, что «стали они помощниками людей всех земель».


Цитата дня:

 

Прп. Ефрем Сирин:

 

"Всегда перед очами своими имей Господа; потому что спасает Он уповающих на Него".