Новости

Новости

« Все новости

Преосвященный воин-мученик 11.12.2023 00:00

Преосвященный воин-мученик

Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, военный ученый, герой Русско-турецкой войны, а также писатель, композитор, художник, автор оригинальной медицинской системы, составитель знаменитой «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», один из авторитетнейших церковных иерархов своего времени - священномученик Серафим (Чичагов) занимает в сонме российских новомучеников особое место. Плоды жизни митрополита Серафима были настолько значительны, что в другой стране ему поставили бы памятник. Но в СССР он был оклеветан и объявлен «врагом народа». В возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. 11 декабря 2023 года исполняется 85 лет со дня его мученической кончины.

 

3945b0dccf Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичаго́в) родился 9 января 1856 года в аристократической семье в Санкт-Петербурге. Чичаговы происходили из старинного русского дворянского рода, восходящего к XV веку. С детства Леонида отличала глубокая религиозность и мягкий характер. Следуя семейной традиции, он выбрал карьеру военного.

Сначала он получил образование в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем поступил в Пажеский корпус - самое привилегированное аристократическое учебное заведение тогдашней России, готовившее элитные военные кадры. Окончив его в 1874 году,  Леонид был зачислен на службу в Гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка. Уже тогда он удивлял товарищей тем, что соблюдал посты. В армии, согласно указу Петра I, делать это было вовсе не обязательно.

В 1877 году началась русско-турецкая война, в которой юный офицер принял активное участие. Он был в составе действующей армии на Балканах, сражался почти во всех основных кровопролитных боях, где проявлял личное мужество, храбрость и отвагу. За боевые и гражданские заслуги Л.М. Чичагов был удостоен множества российских и иностранных орденов и отличий, был произведен в чин гвардии поручика.

Возвратившись  с фронта в мирный Петербург,  Чичагов  находился под столь сильным впечатлением от пережитого на войне, что написал по этому поводу несколько книг: о героизме русских солдат, о смысле жизни, о смерти, сделав вывод, что «сила не в силе, а сила в любви». Кроме того, глубоко тронутый страданиями раненных бойцов, еще находясь на фронте, Леонид Чичагов приступил к изучению медицины, результатом чего явилось двухтомное сочинение «Медицинские беседы», содержащее многочисленные теоретические и чисто практические рекомендации по лечению множества болезней. Интересно, что разработанная им система лечения не потеряли своего значения и в наши дни. Это очень редкий случай, когда человек далекий от медицины не только досконально изучил ее секреты, но и создал практически новое направление в ней.

В 1878 году состоялась знаменательная для 22- летнего офицера встреча с великим пастырем Русской Православной Церкви - святым праведным Иоанном Кронштадтским. «Всероссийский батюшка» разрешил ряд волновавших Чичагова жизненных вопросов и стал его духовным наставником. Теперь самые важные решения в жизни (женитьба, смена военной карьеры на священническое служение, а затем – монашество) Леонид Чичагов  принимал только с благословения своего духовника…  

Кажется, сам Промысл Божий неуклонно подводил его к решению о принятии священного сана: Чичагов  талантлив, умен, быстро продвигается по службе, но что-то постоянно мучит его, подобная жизнь кажется ему ирреальной, вторичной рядом с истинным призванием человека. Всё более и более склоняется  он к мысли избрать иное, не военное служение. 

В 34 года он, полковник артиллерии, кавалер 14 российских и иностранных орденов, автор нескольких военно-исторических произведений  и – что было уж совсем необычным в конце просвещенного XIX века – состоявшийся врач-самоучка с обширной медицинской практикой, неожиданно для своих близких решает уйти в отставку, чтобы послужить Церкви. Надо ли говорить, что «высший свет» не понял и не разделил эти  устремления. В глазах общественности это выглядело как неоправданная порча карьеры. Настоящим потрясением такая перемена жизни была и для его супруги (к тому времени в семье Чичаговых родились четыре дочери). Ей, светской даме, давно уже привыкшей к укладу аристократической жизни, весьма трудно было представить себя в роли какой-то попадьи. И только после нескольких уговоров, которые вел Иоанн Кронштадтский, она, наконец, смирилась.

Вый­дя в 1890 году в от­став­ку, Лео­нид Ми­хай­ло­вич пе­ре­ехал с се­мьей в Моск­ву и при­сту­пил к изу­че­нию бо­го­слов­ских на­ук, го­то­вясь к ру­ко­по­ло­же­нию. В 1893 году он принял священнический сан и стал отцом Леонидом. Известно, что служил он в различных приходах Москвы, отдавая все свои силы и средства благоустроению храмов. 

В первые годы своего служения он также взял на себя одно из важнейших послушаний своей жизни: составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Многолетняя работа иерея Леонида – впоследствии архимандрита Серафима, которая  велась в свободное от основных церковных послушаний время, была им начата не случайно.   Чичагов глубоко чтил память Серафима Саровского.  Однажды, приехав в Дивеево, он услышал от блаженной Паши Дивеевской, что преподобный старец  велел передать Чичагову, что  «наступило время открытия его мощей и прославления». После этих слов и решился Чичагов написать книгу о саровском чудотворце. Используя свои связи в придворных кругах, он сумел передать «Летопись» императору Николаю II. Прочитав ее, Государь пришел к мысли о необходимости прославления Серафима Саровского в лике святых. В 1903 году по составленному Чичаговым представлению и благодаря поддержке императора Николая II состоялась канонизация и прославление преподобного старца Серафима.

Что касается самого Леонида Чичагова, во многом предопределили его судьбу испытания, выпавшие на его долю. В 1895 году, 36 лет от роду, умерла его супруга.  Оставшись вдовцом, батюшка стал задумываться о принятии монашества.

В 1898 году, оставив своих уже несколько повзрослевших дочерей на попечение доверенным лицам, Чичагов был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В августе 1898 года он принял монашеский постриг и получил имя Серафим.

За 40 лет своего служения владыка Серафим трудился во многих местах России: в Москве, Троицко-Сергиевой Лавре, Суздале, Новом Иерусалиме, Сухуми, Орле, Кишиневе, Твери, Ленинграде. Во всех вверенных ему епархиях, он занимался восстановлением разрушенных храмов и монастырей, возрождением духовной жизни народа. Он бесстрашно выступал на борьбу с революционной смутой, сектантством и расколами всякого рода, деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни. Главным делом своего служения владыка считал проповедь Слова Божия. И свое продолжение эта проповедь находила во многих его произведениях, как талантливого писателя, историка, философа, художника и музыканта.

Февральскую революцию епископ Серафим, к тому времени Владыка Тверской епархии, встретил резко отрицательно. Бунт есть бунт, а присяга есть присяга. Для него, русского солдата, здесь вопросов не было.

Когда в мартовские дни 1917 года отречение Государя поставило под вопрос само дальнейшее существование Монархии, а Святейший Синод счел необходимым поддержать Временное правительство, святитель Серафим не стал скрывать своего отрицательного отношения к тому, что происходило в его родном Отечестве.  Стремясь отгородить святителя от вероятной расправы, Патриарх Тихон назначил его на Варшавскую кафедру. Однако разгоревшаяся гражданская, а затем и советско-польская война отрезали путь в Польшу фронтами и сделали отъезд святителя к месту его назначения технически невозможным. Чичагов  остался в Москве, испив вместе  со всей Церковью чашу гонений от безбожной власти (1921 — 1925 гг. он провел в тюрьмах и ссылках).

Последним местом святительского служения владыки Серафима был Ленинград, куда он был направлен для борьбы с раскольниками-обновленцами в 1928 году. В те богоборческие времена он призывал своих духовных чад не отвлекаться от Божьей Правды, не подчиняться злу.

В 1933 году отдавший все силы Ленинградской епархии 77-летний святитель Серафим подходил к концу своего архипастырского служения в качестве правящего архиерея. Телесные немощи владыки и все возраставшая к нему ненависть советской власти  побудили митрополита Сергия и Временный Патриарший Священный Синод 14 октября 1933 года издать указ об увольнении владыки на покой. Отслужив 24 октября в Спасо-Преображенском соборе, в храме своей юности, где когда-то он венчался со своей супругой, был старостой прихода, Божественную литургию, святитель Серафим навсегда покинул родной город.

Последние годы земной жизни владыка Серафим провел в Подмосковье, в двух комнатах загородной дачи. Там он постоянно принимал приезжавших к нему духовных чад, а также митрополитов Алексия (Симанского), будущего патриарха, и Арсения (Стадницкого)-  так или иначе, Чичагов продолжал оставаться в центре церковной жизни.

Наступил кровавый 1937-й год. В сентябре владыку арестовали в очередной и последний раз. Не пощадили даже его старость — ему было 82 года. Ввиду того, что арестованный не мог самостоятельно ходить, его вынесли на носилках, а затем, на машине скорой помощи, перевезли в Таганскую тюрьму. Не признавший своей вины, не назвавший на допросах ни одного имени, с формулировкой: «за причастность к контрреволюционной монархической организации» митрополит Чичагов был приговорен к расстрелу.

Сообщается, что владыка встретил смерть не только как истинный воин Христов, мученик за Веру, но и как подлинный офицер: не преклонив пред палачами главы, не замарав чести христианской и архипастырского достоинства.


Цитата дня:

 

Свт. Василий Великий:

"Что свойственно любви к Богу? - Соблюдать заповеди Его, имея целью славу Его..."