Новости
29.08.2023
28.08.2023
28.08.2023
19.08.2023
19.08.2023
|
Новости
« Все новости
ЦЕРКОВЬ – ПРАКТИКА ВЕРЫ: Господь всегда рядом 03.03.2022 00:00
ЦЕРКОВЬ – ПРАКТИКА ВЕРЫ Господь всегда рядом Дорогой читатель! На нашем сайте мы добавили новую рубрику: ЦЕРКОВЬ – ПРАКТИКА ВЕРЫ. Для тех, кому хочется поступать, как положено христианину, а вот как положено – не всегда понятно. Как правильно выстроить свою духовную жизнь? Продолжаем разговор на эту тему...
Священное Писание принадлежит к той литературе, которую всегда читало и будет читать человечество. Священное писание — это Библия, собрание книг Ветхого и Нового завета. Исторические достоинства этих книг заключаются в том, что они написаны конкретными людьми, жившими в определенное время. Это тексты, в которых Сам Бог Духом Своим, через Святых Пророков (Ветхий Завет) и Апостолов (Новый Завет) дал нам откровение о Себе, об истории взаимоотношений Бога и человека, о Царствии Небесном и о путях достижения Его. Священное Предание - это собрание всех знаний о Боге, о духовной жизни, которые нам даны, кроме Священного Писания, через творения Святых Отцов, Постановления Святых Вселенских Соборов, весь многовековой опыт жизни Церкви, Её богослужебные тексты. Священное Предание дополняет и раскрывает смысл и значение текстов Священного Писания, вводит нас непосредственно в практику духовной жизни христианина. Как суметь не только прочесть, но и понять эти духовные книги? Молиться Господу, чтобы Он благословил это чтение и дал уразуметь то, что полезно, - советуют наши благочестивые предки. И при самом чтении стараться быть расположенным с открытостью и доверием. Вот что пишет святой Феофан Затворник: «Вера искренняя – отрицание своего ума. Надо ум оголить и как чистую доску представить вере, чтобы она начертала себя на нем как есть, без всякой примеси сторонних речений и положений. Когда в уме остаются свои положения, тогда, по написании на нем положений веры, окажется в нем смесь положений: сознание будет путаться, встречая противоречие между действиями веры и мудрствования ума. Таковы все со своими мудрованиями вступающие в область веры… Они путаются в вере, и ничего из них не выходит, кроме вреда».
«Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом; «без Бога – ни до порога», говорит русская пословица. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. А Господь очень добр и милостив к нам; и если от чистого сердца, с верою и усердием будем просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. При этом нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам дать – что нам полезно и что вредно. Плохо делают те, кто лениво молятся Богу: они удаляются от Бога, и Бог от них». «Приступая к молитве, - учит нас Серафим Слободской, - мы должны прежде примириться с теми, которым мы сделали зло, и даже с теми, которые обижаются на нас, а потом уже с благоговением и вниманием стать на молитву. Во время молитвы ум свой должны направить так, чтобы он ни о чем постороннем не думал, чтобы сердце наше желало лишь одного, как бы получше помолиться и угодить Богу. Если же мы будем молиться, не примирившись с ближними, молиться спешно, во время молитвы будем разговаривать или смеяться, тогда наша молитва будет неугодна Богу, такую молитву Бог слушать не будет». Начинать надо с самого простого – молитвы «Отче наш». Несмотря на кажущуюся простоту, она очень глубока по своему содержанию и фактически охватывает всю жизнь человека. «Отче наш» — это та молитва, которую каждый христианин должен знать наизусть. Закрепив ее регулярное чтение как обязательное духовное занятие, можно приступать к чтению и других молитв. Что включает в себя ежедневное молитвенное правило? В каждом индивидуальном случае духовный наставник может его корректировать, учитывая степень занятости человека, места его пребывания и духовного возраста. Простым людям (мирянам), к примеру, преподобный Серафим Саровский советовал обращаться к Господу на протяжении дня всего с 3 короткими молитвами. Дело в том, что преподобный старец хорошо знал жизнь обычных христиан. К нему в монастырь часто приходили паломники и рассказывали о своих бедах. Крестьянам и рабочим нужно было трудиться с утра до ночи, чтобы прокормить семью. Им просто не хватало времени на прочтение всех молитв, рекомендованных церковью. Краткое молитвенное правило от преподобного Серафима: «Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом. Во время же работы дома или в пути, пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)», а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи помилуй», и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)», и это пусть продолжает до самого сна. Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением». Все молитвы по содержанию можно условно разделить на просительные, покаянные, благодарственные и хвалебные (они же славословные). В «Законе Божием» Серафим Слободской описывает их так: «Если мы и близкие наши здоровы и благополучны, есть нам где жить, есть во что одеться, есть чем питаться, то мы должны прославлять и благодарить Бога в наших молитвах. Такие молитвы называются хвалебными и благодарственными. Если с нами случится какое-либо несчастье, болезнь, или беда, или нужда, мы должны просить у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными. А если мы сделаем худое дело (согрешим) и провинимся пред Богом, мы должны просить у Него прощения – каяться. Такие молитвы называются покаянными. Так как мы грешны пред Богом (постоянно грешим), то поэтому мы должны всегда, прежде чем просить что-либо у Бога, сначала покаяться и тогда уже просить Бога о наших нуждах. Значит, покаянная молитва должна всегда предварять просительную молитву». Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает», - писал св. Иоанн Златоуст. Св. Иоанн Лествичник учил: «Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут». Был уверен Лествичник и в том, что «Бог дарует больше, чем мы просим. Мытарь просил – отпущение. А получил оправдание. Разбойник просил Господа помянуть его в Царствии, но первый наследовал рай».
«Самим Господом и апостолами мы научены собираться вместе для молитвы и благодарения Бога», - говорит настоятель прихода Михаила Архангела, протоиерей Игорь (Киргизин), цитируя святителя Иоанна Златоуста о том, что можно молиться и дома, но гораздо большую силу имеет молитва, что совершается в храме «когда все тело Церкви единодушно и единогласно воссылает прошение, в присутствии священников, возносящих молитвы народа». О. Игорь считает, что такие молитвы способствуют единению молящихся. Поэтому одной из практических сторон духовной жизни верующих является участие в совместном богослужении. «Именно с Божественной литургии, - уверен он, - и начинается для христианина церковная жизнь». |
Цитата дня:
Св.Симеон Солунский: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас…»
|