Новости
25.05.2023
25.05.2023
24.05.2023
21.05.2023
15.05.2023
|
Новости
« Все новости
Московский Златоуст 02.12.2019 23:32
Московский Златоуст: 2 декабря – память святителя Филарета (Дроздова) Его называли «Московским Златоустом» – так прекрасны и глубоки были проповеди этого святого. Один из величайших богословов XIX века, человек-эпоха, ученый, переводчик, государственный деятель, он, несмотря на огромную власть, авторитет и чрезвычайную занятость, на протяжении всей жизни оставался праведником и святым. Он был выдающимся государственным мужем и великим церковным реформатором в области Богословия, духовного образования, монашеской жизни, миссионерской деятельности, необычайно много сделал для воцерковления русской культуры и обращения многих колеблющихся умов ко Господу. С ним нельзя было не считаться – таков был его духовный и политический вес. Его влияние на жизнь русского общества было столь несомненным и многогранным, что совершенно не случайно первые шестьдесят лет позапрошлого столетия именуют «Филаретовским веком».
А еще святитель был поэтом, - и отличным поэтом! По молодости он даже преподавал семинаристам основы стихотворчества и носил официальное звание Учителя Поэзии. Как Учитель Поэзии он в свое время и Пушкина поучал,- и не без пользы. Многие знают этот случай: Александр Сергеевич «в минуту жизни трудную» написал очень печальные строки: Дар напрасный, дар случайный, Кто меня враждебной властью Цели нет передо мною: Святитель Филарет пожалел унывающего поэта и написал ему такой ответ-утешение: Не напрасно, не случайно Сам я своенравной властью Вспомнись мне, Забытый мною! Пушкин пришел в восторг от такого утешения и в свою очередь написал Филарету стихотворную благодарность: Я лил потоки слез нежданных, И ныне с высоты духовной Твоим огнем душа палима Вот несколько духовных советов Святителя Филарета Московского, обращённых к нам, современным православным людям: † Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей- учениками? Неужели это праздные имена, ничего не значащие? Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа. Не для тебя посланы апостолы – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет. † Не допусти, чтобы твоя любовь к ближнему была короче его несчастия. † Не расточайте великих слов для мелочей. Берегите их для того, что истинно велико. † Некоторые оставляли место, на которое поставлены были Провидением и законной властью, а потом чувствовали более затруднения, нежели прежде. † Молитва без любви не бывает услышана. † Земля празднует дни святых, и они святую обязанность имеют быть на земле. Потому надобно с ними соединяться. Они просят наших молитв и говорят: «Мы принесём ваши молитвы, уже очищенные нашим посредством,перед Престол Всевышнего». Предстательство святых есть звено, соединяющее слабое существо земных с небом… О, если бы и все со вниманием, а не по памяти именовали дневного святого! † Церковь учит нас молиться об усопших, не рассуждая, во аде ли кто из них, хотя вероятно, что есть такие между поминаемыми в Церкви. Это хорошо и смиренно, потому что не знаем жребия отшедших, не берем ни о ком осуждающей мысли, что он в аде, и не дерзновенно просим. В молитвах Пятидесятницы имеем свидетельство, что Господь сподобляет приимати молитвенныя очищения о иже во аде держимых. Но может быть, Церковь имела особенную мысль: сию, многое дерзновение заключающую, молитву отнести к особенному важному дню, а не предоставлять всякому человеку и времени. † Макарий Великий молился даже о язычнике умершем. Дерзновение чудотворца не удобно обратить в общее правило. Один из святых римских пап (Григорий Двоеслов), случайно вспомнив о добродетелях языческого императора Траяна, молился о нём, и имел откровение, что молитва его не отвержена, но чтобы он впредь не приносил таких дерзновенных молитв. † Прискорбно лишаться добрых и полезных людей; но если умирает добрый человек в добром уповании, то скажем ему: иди и молись о нас. О призываемых от нас в будущий век с благою надеждою – не скорбите много. По любви к ним скажем: «Идите с миром, хотя нам и жаль»; а они воздадут нам молитвами. † Не употребляй одной милости, где нужна и справедливость, хотя не строгая, а снисходительная…Миловать и тайно врачевать – безспорно хорошо. Но когда явен проступок и явно неповиновение исправлению и человек стремится далее на строптивый путь…надобна некоторая осторожность, чтобы своеволие и худой пример не являлись побеждающими и торжествующими. † Слава дел Божиих идет сама собою; а люди из самых благодеяний Божиих иногда делают себе искушение. † Что делать при видах века сего? Счастлив, кто может иметь дерзновение сказать с апостолом: «Желаю разрешитися и со Христом быти». Но и он не настоял на сие желание. «Потерпи Господа», - говорит пророк. † Печально то, что видим, и паки печально то, что видящие не видят. † Как наше время походит на последнее? Соль обуявает. Камни святилища падают в грязь на улицу. С горем и страхом смотрю я на изобилие людей, заслуживающих лишения сана. Но и то правда, что боюсь чужих грехов, а не своих! † Что это за несчастие, что о злоупотреблениях все говорят и никто не может победить их? † Не бегайте упорно людей, между ними есть люди Божии. † Горьким горькое усладить нельзя, а только сладким. Так и горькие случаи не могут быть услаждены горьким о них суждением; а кротость, терпение и любовь могут не только усладить проистекшее из горького источника, но и горький источник исправить. † Душа, молящаяся усердно, не входит ли в общение с тем, за кого молимся? В сем общении не простирается ли иногда ток силы к душе, ищущей помощи? † Входить в спор всегда нежелательно, и особенно когда неправый может наговорить более правого, не боясь быть остановлен и надеясь, в случае нужды, бранью и насмешкою убить соперника, которого не может ранить доказательством. † Помолимся, да благословит Господь и слово, и молчание; да не будет ни слово праздно, ни молчание безсловесно. † Почему вы думаете, что далеко радость? она близко, позади скорби, как в Песне песней, жених за стеной близ невесты. Вечер водворится плач, а заутро радость. † Невидимые, но подлинные грехи видеть иногда препятствуют человеку видимые, но мнимые добродетели.
|
Цитата дня:
свт.Иоанн Златоуст: "Господь Своим пришествием воскресил нас, умерших от грехов, и оживотворил, разрушив двоякую смерть, смерть греха и смерть плоти."
|