Новости

Новости

« Все новости

И ЗАСТУПАЕТСЯ, И МИЛУЕТ, И СПАСАЕТ 21.09.2022 00:00

И ЗАСТУПАЕТСЯ, И МИЛУЕТ, И СПАСАЕТ

На наши вопросы о Рождестве Матери Божией отвечают святые отцы Церкви и премудрые, богодуховенные старцы…

21 09 2022 Рождество Богородицы 22

 

— Почему Пресвятая Богородица родилась на свет из чрева неплодного? Почему само Её рождение стало чудом?

Прп.Иоанн Дамаскин: «Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденного всей твари, в Немже вся состоятся».

 

— Правда ли, что отец Пресвятой Девы, праведный Иоаким, молясь о рождении у него ребёнка, постился сорок дней, — но как постился: не вкушал ни пищи, ни воды? Возможно ли такое?

Прп.Григорий Никомидийский: «У нас есть особенно спорливые люди, из коих одни почитают это невероятным, а другие даже невозможным. Действительно, подвиг этот превышает силы человеческие. Праведник усильным сопротивлением требованиям тела сподобился получить от Бога как благодать для подвигов, превышающих силы природы (сорокадневного поста), так и благодать даров, превышающих ожидание (рождение Девы). Так и Моисей изумляет пощением своим в продолжение сорока же дней. Да, и его подвиги изумительны. Но если кто пожелает рассмотреть воздержание Моисея и Иоакима с большим тщанием, то именно найдет, что пощение их отличается одно от другого. Моисей воздерживался и потому, что так определил Бог, и потому, что охранял скрижали, и потому, что дожидался Законодателя, что и доставляло ему наилучшее подкрепление и вместе с тем облегчало как тяготу продолжительного времени, так и требования природы. Между тем Иоаким отдаётся пустыне, подъемлет на себя подвиги и изливает напряжённую молитву, не получая ободрения ни от чего, но укрепляясь одною надеждою на Бога. Кто не изумится такому обстоятельству и не почтёт его превышающим всякое слово, когда оно величием своим поистине превосходит всякое разумение? Подумает иной, что настоящие слова мы говорим преувеличенно. Таковой пусть сам представит себе события в том виде, каковы они есть, и присмотрится, действительно ли они таковы, что никто не в состоянии прославить их, хотя бы он стяжал красноречием своим громкую известность, тем более превознести их гораздо больше, нежели как они заслуживают. Таковы деяния праведного Иоакима!»

 

— Каково место праздника Рождества Пресвятой Богородицы среди прочих двунадесятых праздников?

Свт.Иннокентий Херсонский: «Сам Господь явился в мире не прежде, как произошла на свет Мария, и явился от Марии. Посему одно лишь Рождество Бога Сына превосходит важностью Рождество Богоматери. Человечество, пройдя долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых Ветхого Завета, явилось наконец в Марии на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло соделаться вместилищем Бога Слова. Таким образом, рождением Марии разрешилось неплодство не Иоакима токмо и Анны, а всего рода человеческого; а посему оно есть торжество поистине всемирное».

 

— Мы поём в молитве Богородице: «Благословенна Ты в женах…» Можно ли как-то по-особому, более подробно растолковать эти слова?

Отвечает свт.Прокл Константинопольский: «Благословенна Ты в женах; Ты одна уврачевала печаль Евы; одна отерла слезы рыдающей; одна понесла цену искупления мира; одна получила для сохранения сокровище, драгоценнейшие жемчуга: одна прияла во чреве без вожделения и родила без болезни; одна родила Еммануила, как Он Сам восхотел. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего; плод, но не семя; цвет, но не страсть; сияние, но не тварь; сопрестольный, но не меньший; солнце, а не прах; покланяемый, а не сотворённый; цена избавления, а не долг. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего».

 

— Может ли Божия Матерь прощать нам наши грехи, как прощает их Сам Господь?

Митр.Антоний Сурожский: «Она имеет что простить: ведь люди Сына Её убили — и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит. С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Христовой, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости! И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней».


Цитата дня:

 

 

 

св.Антоний

Великий:

 

Пребывай всегда

в присутствии Бога,

в Истине и Правде.