Новости
12.08.2024
06.08.2024
04.08.2024
01.08.2024
01.08.2024
|
О НАТЕЛЬНОМ КРЕСТЕ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИО НАТЕЛЬНОМ КРЕСТЕ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ «Отвергнись, возьми и следуй!» (Мк. 8, 34–36) – с этими словами в таинстве Крещения возлагается на нас нательный крест. В этих словах – суть христианства. «Отвергнись» – оставь свою греховную жизнь; «возьми» – прими жизненный крест, который назначает Господь каждому из нас; «следуй» – живи по закону Божию, благодаря за всё: и за доброе, и за скорбное. Какое место в жизни христианина занимает нательный крест? Почему мы носим его на шее? Для чего изображаем крестное знамение? На эти и другие вопросы отвечает настоятель храма Михаила Архангела протоиерей Игорь (Киргизин).
– О.Игорь, когда появился обычай носить нательный крест? – Традиция в момент Крещения надевать нательный крест в православии возникла не сразу. В ранние века христианства крестики не носили - носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Первые документальные свидетельства о нательных крестах относятся к началу IV века - в актах VII Вселенского Собора говорится, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра. Как знамя Веры Христовой крест стали открыто использовать со времен правления святого императора Константина Великого – носить как драгоценное сокровище на груди, устанавливать на храмах. С Крещением Руси этот обычай перешел и к нам.
– Иногда можно услышать: «Я в душе верю в Бога, но крестик не ношу. Разве в Библии сказано, что я должен это делать?» – Большинство невоцерковленных людей не понимают, что такое крест и зачем его следует носить на теле, в то время как для истинно верующих крест - это не просто христианский символ. Именно на Кресте, через боль и мучения, через Крестную смерть Иисус Христос побеждает сатану и освобождает нас от рабства греха, открывая путь в Царствие Небесное. И тот, кто носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности Его страданиям и Воскресению. Смысл ношения креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал.2:19). Нательный крест – это знак нашей любви к Богу, выражение неразрывной связи с Ним. Ходить без нательного креста считалось на Руси большим грехом. Слову и клятве человека без креста не доверяли, а о бессовестных и злых людях говорили: «креста на них нет». Мудрые русские праведники учили, что крестик надо носить всегда. «Христианин без креста», — считал Псково-печерский старец Савва, — что безоружный солдат, которого враг может легко одолеть». Старец часто повторял: «Не носите крестик как на вешалке, Христос оставил на Кресте свет и любовь». Однако, крест сам по себе не оберег - благодать Божия действует не безусловно. «Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? – вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский. И сам же дает ответ – По неверию вашему». Иоанн Кронштадтский был убежден, что крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов». Так считали и другие святые отцы: «Враг силен, но Господь всесилен!» Ношение креста для православного человека - большая честь и большая ответственность. Немало людей пострадало за отказ отречься от Господа за двухтысячелетнюю историю христианства. В их числе - и простой русский солдат Евгений Родионов, икона с изображением, которого есть в нашем храме. Попав в плен, он стал мучеником за веру. Каждый день ему предлагали жизнь в обмен на то, чтобы он снял крест и принял ислам. Женя креста не снял, поэтому и был казнен. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест - хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва». Ничего так не боится нечистая сила, как креста. И ничто так не радует бесов, как неблагочестивое, небрежное обращение с ним.
– В чем заключается смысл крестного знамения? – С традицией ношения креста неразрывно связан обычай совершать крестное знамение, смысл которого един у всех христианских конфессий: таким образом люди свидетельствуют свою верность Христу. «Где крест, там и Христос», - писал праведный Иоанн Кронштадтский. - Молясь Богу, изображая на себе крестное знамение, мы как бы говорим Отцу Небесному: «Ради Сына Твоего возлюбленного, нашего Искупителя, пострадавшего за нас и взявшего на Себя грехи мира, помилуй нас!» Преподобный старец Варсонофий советовал: «Первым вашим делом, как только просыпаетесь, пусть будет крестное знамение, а первыми словами – слова Иисусовой молитвы». Святитель Иоанн Златоуст учил: «Когда ты запечатлеваешь себя крестным знамением, представляй в мыслях все значение креста, и ты угасишь гнев и все остальные страсти». Крестное знамение творится так: большой, указательный и средний пальцы складываем вместе - это символизирует Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец плотно прижимаем к ладони, что означает две природы (Божественную и человеческую) Иисуса Христа. Сложенные таким образом пальцы последовательно прикладываем ко лбу, к животу, к правому и левому плечам. Опустив руку, совершаем поклон.
– Как часто православный христианин должен осенять себя крестным знамением? – Числовой нормы нет, главное, чтобы, всякий раз крестясь, человек налагал на себя крестное знамение осмысленно. Важна неспешность, вдумчивость, понимание этого процесса. Не стоит доводить крестное знамение до «автоматизма». «Тому неистовому маханию бесы радуются» - говорил по этому поводу святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Веками утверждённый опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека, во всё продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться с детства вкоренить обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно перед принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, перед выездом, перед выходом и перед входом куда-либо. Совершать крестное знамение нужно не небрежно, а с точностью, начиная со лба до груди, и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный. Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей». «Всегда запечатлевай себя Крестом, и зло не прикоснется к духу твоему», - считал преподобный Ефрем Сирин. А вот слова преподобного Варсонофия Оптинского: «Великое имеем мы, верующие, оружие – это сила Животворящего Креста. Как подумаешь, страшно становится за неверующих, они совершенно беспомощны: это все равно, как если бы человек совершенно безоружный ночью отправился в дремучий лес, – да его там растерзает первый попавшийся зверь, а защититься ему нечем. Мы же не будем страшиться бесов. Сила крестного знамения и имя Иисусово страшны для врагов Христа, нас спасут от лукавых сетей диавольских».
– А можно ли мысленно крестить другого человека? – Можно, конечно, крестить и мысленно. Но зачем? Стыдиться крестного знамения не следует. Если мы хотим кого-то осенить крестом, ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня. Как пример - история из жизни апостола Иоанна, когда он крестным знамением исцелил лежащего в горячке человека, которого нашёл на дороге без сознания.
– О.Игорь, в заключение напутствуйте наших читателей. – Обратимся к Евангелию: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8,34–36)» - именно этими евангельскими строками хотелось бы закончить беседу о роли креста и крестного знамения. Вся жизнь христианина, со дня рождения до последнего вздоха на земле и даже после смерти, сопровождается Крестом. Нести свой Крест – значит исполнять заповеди и законы Божьи, волю Божью. Ежедневно. Ежечасно. Если мы несём свой крест достойно, мы уподобляемся Христу. |
Цитата дня:
Свт. Василий Великий: "Что свойственно любви к Богу? - Соблюдать заповеди Его, имея целью славу Его..."
|