Новости

Преподобный максим Грек

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ГРЕК

Этого человека, в котором яркий талант духовного писателя и публициста соединился с подлинным аскетическим подвигом, называют одной из наиболее значимых фигур в духовной жизни Руси XVI века. Грек по происхождению, славянин по духу и подлинно русский по своему беззаветному служению русскому народу, он был не просто проводником возрожденческих веяний, а столпом Православия. И по сей день его произведения, затрагивающие различные стороны жизни Русской Церкви и русского общества, весьма актуальны и представляют большой интерес.  Преподобный Максим Грек. 4 июля Церковь празднует обретение его мощей.  

3 стр максим (3)Биографические сведения о преподобном Максиме (в миру Михаил Триволис) крайне скудны. Родился он в 1470 году в городе Арты в богатой греческой семье, из которой происходил один из Константинопольских Патриархов. Родители его, отличавшиеся благочестием, и сына своего воспитали в правилах благочестия и страха Божия. Окончив школу на острове Корфу,  Михаил уехал в Италию, чтобы изучать древние языки и философию.

Он много путешествовал. Имея богатые возможности и интеллектуальный опыт, увлекся гуманистическими теориями, наводнявшими в те годы Европу. Четыре года в Венеции Михаил Триволис преподавал греческий и переписывал труды святых отцов. А когда туда вторглись французы, он уехал во Флоренцию и принял постриг в доминиканском монастыре св. Марка, где когда-то жил Савонарола, чьи проповеди он до того слушал много раз.

В документальных источниках нет сведений, объясняющих причины этого недолгого пребывания в католицизме. Известно лишь, что снова обратить взор к Востоку Михаилу помог учитель и схоласт Иоанн Ласкарис, привезший из Афин во Флоренцию на хранение ранние греческие рукописи. Ласкарис посоветовал Михаилу съездить на Афон в Ватопедский монастырь, славившийся своей обширной библиотекой. Здесь и произошло его возвращение в Православие. Он был пострижен в 1505 году с именем Максим в честь преп. Максима Исповедника. Его основным послушанием (и это послушание он исполнял в течение десяти лет) стал сбор милостыни для афонских монастырей.

На Афоне инок Максим предался чтению сочинений святых отцов. Любимой его книгой стало «Точное изложение православной веры» св. Иоанна Дамаскина.  В эти годы иноком также были написаны его первые труды, в числе которых - канон Иоанну Крестителю.

В 1515 году великий князь Василий III попросил игумена монастыря прислать ему монаха для перевода духовных книг. Выбор пал на Максима-смиренного, обладавшего знанием греческого и латинского языков и искусного в Священном Писании. Через три года 47-летнего инока отправили в Москву.

Первой его работой стал перевод Псалтири, над которым вместе с ним трудились русские  писцы-переводчики. Труд одобрили и Максима оставили при дворе. Но тот по южной горячности не ограничился исправлением дефектов переводов, а начал критиковать дефекты жизни, а там было что обличать! Он восстал против входившей в моду астрологии,  яростно боролся с последними недобитками ереси жидовствующих, разоблачал попытки католиков втереться в доверие к московским властям. Во многих своих  статьях он укорял народ за незнание и несоблюдение христианского закона, за суеверие, заменяющее веру, за исполнение одного лишь внешнего обряда, не освященного внутренним душевным подвигом.  

Наблюдая социальную несправедливость русской жизни, которая противоречила его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать и власти, и этим нажил множество влиятельных врагов. В ход была пущена клевета, и 55-летнего учёного святогорца, ненавистника всяческой ереси, самого назвали еретиком и отправили на покаяние в Иосифо–Волоколамский монастырь. Для Максима Грека он стал тюрьмой, и весьма суровой, ибо держали его там как узника-злодея, едва вовсе не сжили со свету. Через шесть лет его перевели в другой монастырь - то же тюремное заточение, лишь немногим более мягкое…

Двадцать с лишним лет маялся премудрый грек в условиях поистине нечеловеческих. Кто-то на его месте давно сломался бы (все мы знаем, каково пострадать без вины), но Максим сумел из своей беды извлечь пользу для души и для ума. Сумел, сидя в темнице, совершить то главное, что, по мысли преподобного Серафима, только и нужно христианину: стяжать Дух Святой. В один из мучительных тюремных дней Святой Дух нашёл на узника, и старый монах, забыв о своих бедах, сияя от неземной радости, угольком написал на стене камеры слова своего вдохновенного Канона, посвящённого Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы.

Вскоре после этого события, 81-летнего Максима Грека, благодаря  многочисленным просьбам Константинопольского, Иерусалимского и Александрийского патриархов и митрополита Макария, отпустили на покой в Троице-Сергиев монастырь.  Там он и скончался в 1556 году. Похоронили его у северо-западной стены Свято-Духовской церкви…

Сегодня гробница преподобного  находится в Свято-Троице-Сергиевой Лавре.  На ней выбиты строчки: «Блаженный здесь Максим телом почивает, и с Богом в небеси душою пребывает. И что Божественно он в книгах написал, то жизнию своею и делом показал. Оставил образ нам и святости примеры: смирения, любви спасения и веры!»

Около 365 текстов - богословских, апологетических, духовно-нравственных, трактаты по грамматике и структуре языка, послания частным лицам оставил преподобный Максим потомкам. Это сочинения, вызванные полемикой с ересью жидовствующих и вопросом о соединении Церквей, тексты, направленные против магометанства, монофизитства, против суеверий и пороков. Эти литературные труды были откликом на окружавшую его жизнь и события того времени. В них отразились характерные черты преподобного: прямота, твердость характера и исключительная правдивость.

Высокую оценку его  трудам дал архиепископ Филарет (Гумилевский): «В многочисленных писаниях преподобного Максима, - писал он, - нельзя не удивляться разнообразию сведений его и талантов: он филолог и историк, поэт и оратор, философ и богослов». Другой церковный историк, митрополит Макарий (Булгаков), писал: «М. Грек первый явился у нас с образованием научным и с богатым запасом сведений не только в богословских, но и в светских науках, какие тогда существовали...»

Уже во второй половине XVI века стали составляться жития преподобного Максима Грека. Заботы о его церковном почитании относятся ко времени правления царя Федора Иоанновича. Протоиерей Георгий Флоровский в своей книге «Пути русского богословия» говорит о канонизации преподобного в 1591 году. Другие исследователи относят установление его  церковного почитания к более позднему периоду.

«Официально» к лику святых Максим Грек был причислен Русской Православной Церковью в 1988 году, мощи были обретены в 1996.  

Объявления: