Новости

Святитель Алексий Московский: Великий архипастырь и мудрый правитель.

Святитель Алексий Московский: Великий архипастырь и мудрый правитель.

25 февраля православные чтят память Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея России чудотворца, небесного покровителя Святейшего Патриарха Алексия II.

Блестящий государственный деятель, переводчик Нового Завета, строитель храмов и монастырей, церковный канонист и реформатор, дипломат, молитвенник и чудотворец - таким был святитель Алексий, митрополит Московский. Святитель жил во времена татарского ига. Cилу его молитв признавали даже язычники-татары.

4 стр алексий 1Лествица послушания.     В годы татарского ига, государственного распада и экономической разрухи, строил мужественно и твердо Церковь и Русь небесный покровитель Москвы, святитель Алексий. 
Елевферий (так звали его в миру) родился в семье боярина Федора Бяконта, приехавшего на службу к князю Даниилу Московскому из разоренного татарами Чернигова. В 1319 году он принял иночество с именем Алексий в Московском Богоявленском монастыре. Здесь он провел более двадцати лет. 
Когда митрополиту Феогносту, возглавлявшему Русскую Церковь, понадобился специалист по церковно-судебным делам, он назначил Алексия. Пост был ответственным: требовался одновременно высокий профессионализм, духовный опыт,  авторитет, дар «различения духов». Ведь церковный суд - это совесть и соборный разум Церкви. Здесь правильно то, что праведно. 
После смерти Феогноста, приобретя значительный опыт в делах церковного правления, будущий святитель Алексий становится его преемником. 

Наследники Византии.     Для поставления в митрополиты Алексий в 1354 году должен был отправиться в Византию. Там, готовясь к посвящению, он осуществил свой заветный замысел: создал новый церковнославянский перевод греческого Нового Завета. Почти шесть веков хранила Церковь подлинную рукопись - автограф святителя: так называемый Чудовский Новый Завет. Но после 1917 года рукопись бесследно исчезла. К счастью, ранее рукопись была фототипически издана. В наше время издан и греческо-русский словарь, созданный святителем в период работы над переводом. 
Патриарх Каллист поставил Алексия в митрополиты Киевские и всея Руси. Это имело глубокий смысл - несмотря на нашествия, распад государства, Церковь оставалась главной скрепой, хранящей духовное и культурное единство народа. Титул митрополита символизировал преемство древней, Киевской Руси и новой, Московской. 
И еще: вначале русскими митрополитами чаще всего были греки. Но со времени монгольского ига греческие владыки не очень охотно ездили на Русь: слишком далеко, холодно и опасно. И постепенно сложилось так, что митрополиты стали избираться поочередно- из греков и из русских. Феогност — грек, Алексий — русский. Так Русская Церковь вырастала из пелен греческого патриархата. 

Строитель державы.   Когда в 1359 году умер великий князь Иван Кроткий, его сыну Дмитрию (будущему Донскому) шел девятый год. Глава Церкви оказался фактическим регентом при малолетнем князе. Митрополит Алексий определяет политику Московского княжества, ставшего центром единения русского народа. Благодаря этой политике Церковь спасла государственность и создала нацию. Церковь заставила считаться с русским православным народом иноземных властителей, мечтавших о «новом порядке» и «новом политическом мышлении». Преданная Европой и теснимая Азией, Русь не стала проситься ни в «общеевропейский», ни в «евразийский» чингисханов дом. Она строила свой дом — в соответствии с планами Божественного Домостроительства. 
На великое княжение тогда претендовали и более влиятельные русские князья: тверские, рязанские, новгородские. Они также ездили в Орду за ярлыком, но митрополит Алексий, за которым стояла Русская Церковь, поддержал московского князя Дмитрия, и татары признали этот выбор. 
Подросший князь Дмитрий вначале в своей политике, как и многие крупные князья, ориентировался на чисто княжеский, «узкокорпоративный» интерес, в том числе и по отношению к Церкви. Целью митрополита Алексия было объединение Руси и избавление от татар. И здесь происходит очень важный для Руси поворот. Именно митрополит Алексий вместе с преподобным Сергием убедили Дмитрия Донского изменить политику узконациональной ориентации на политику собирания Русской земли, позволившую в результате сбросить татарское иго.
В эти годы Русь подспудно растет. Это время созревания московской государственности, культуры, книжности, русского самосознания. Именно тогда начинают развиваться иконопись, строятся - при непосредственном участии и с благословения митрополита Алексия - храмы и монастыри. Преподобный Сергий основывает будущую Лавру - по благословению митрополита Алексия возрождает на Руси древнюю монашескую форму общежития, закладывает национальные основы пришедшей из Царьграда и Афона исихастской духовности. 

Молитва с политическим результатом.   Святитель Алексий - государственный деятель, филолог и переводчик, основатель храмов, реформатор монашеской жизни, - был еще и великим молитвенником. 
В 1357 году, при хождении его в Орду за ярлыком (митрополиты получали ханский ярлык в знак утверждения на кафедре и освобождения Церкви от дани и насилий), хан просил, чтобы святитель Алексий исцелил его мать Тайдулу, страдавшую глазами. «Прошение и дело свыше меры сил моих, но я верую в Того, Кто дал прозреть слепому», - сказал святитель, имея в виду евангельское повествование об исцелении Христом слепорожденного. Он прочел необходимые молитвы о здравии, окропил больную и очи ее святой водой - и ханша прозрела. 
В Оружейной палате Московского Кремля хранится подарок митрополиту от Тайдулы — золотом вышитый саккос, одно из служебных архиерейских облачений. Говорят, со времени исцеления Тайдулы, при ее жизни, татарские набеги на Московское княжество прекратились. 

Небесный покровитель Москвы.   12 февраля (25-го по новому стилю) 1378 года святитель, чудотворец и пророк, митрополит Московский Алексий скончался и был погребен в построенном им Чудовом монастыре. В этом монастыре мощи святителя находились до 1930 года. Затем были перенесены в Успенский собор, где покоились останки других московских святителей.                       7 марта 1947 года патриарх Алексий (Симанский) обратился в Совет по делам РПЦ при Совете министров СССР с просьбой «о передаче в Патриарший (Богоявленский) собор мощей святителя Алексия, митрополита Московского, особо чтимого в православной Руси». По личному приказанию Сталина мощи святителя были перенесены. Мощи святителя-патриота, продолжателя великих традиций вселенского православного единства, находятся в этом храме и сегодня.

Святитель Алексий был небесным покровителем и недавно почившего Святейшего Патриарха Алексия Второго. Святейший Патриарх очень чтил память прославленного Богом архипастыря, и всегда, в день своего тезоименитства, совершал торжественное богослужение в Богоявленском соборе. Согласно ещё прижизненной воле, Патриарх Алексий Второй был погребён в этом же соборе, рядом со святыми мощами митрополита Алексия. 

Объявления: