Новости
06.12.2024
04.12.2024
03.12.2024
29.11.2024
27.11.2024
|
12 февраля - Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.12 февраля - Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Собор Вселенских учителей и святителей— праздник Православной Церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви. Торжество совершается 12 февраля. При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г., в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на Ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников. Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал Слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям. Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице. Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края, пока не произошло событие, прекратившее все эти споры. По воле Божией, в 1084 году, митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и сказали, что они имеют абсолютно равное достоинство у Бога: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом - едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». Митрополит Иоанн собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали его за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января. Эта дата была выбрана не случайно. В православном календаре на январь, если вести отсчет времени по старому стилю, приходится три праздника, когда вспоминаются Вселенские учители: 1 января - Василий Великий, 25 января - Григорий Богослов, 27 января - Иоанн Златоуст. Поэтому общий день памяти -30 января, или 12 февраля по новому стилю. Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Великие и Святые. Святой Василий Великий родился в 329 году у благочестивых христианских родителей, которые, обладая достаточными средствами, употребили все своё старание к образованию сына. После домашнего воспитания он продолжил образование в Кесарийских училищах, затем- в Византии, Афинах. Как лучшему из воспитанников Василию предлагали место общественного оратора и учителя. Но он, следуя внутреннему влечению, решил возвратиться в Кесарию, чтобы в уединённых подвигах совершенствовать свою душу в добродетели и научиться христианской мудрости. С этой целью он предпринял путешествие в Палестину, Сирию и Египет. Но не пустыня была назначена ему от Бога. Обстоятельства вызвали святого Василия из пустыни на высшее общественное служение Церкви. Многочисленны и высоки по глубине мысли творения и писания святого Василия. Он оставил множество богословских трудов, в числе которых — беседы на Шестоднев, на псалмы, на различные богословские темы, книги в защиту православного учения о Святой Троице, аскетические трактаты, правила монашеские, устав подвижнический, книги о Крещении, о Святом Духе, проповеди и 366 писем разным лицам. За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености». Святой Григорий Богослов родился около 328 года. Его благочестивые родители дали обещание посвятить сына на особое служение Богу. С юных лет родители насадили в сердце Григория страх Божий, смиренномудрие, воздержание от земных пристрастий. Незнаком был их сын с изнеженностью и роскошью. Окончив блестящим образом науки в лучшем тогда афинском училище, святой Григорий, хотя и вынужден был по просьбам друзей остаться там на некоторое время учителем красноречия , все же скоро оставил Афины и тайно удалился на родину, чтобы поселиться в пустыне, где подвизался друг и сверстник его святой Василий Великий. Как и Василию, Григорию не суждено было оставаться в пустыне. Он возвратился на Родину, чтобы защищать свободу церкви, сильно порабощаемой в то время еретиками. Как проповедник Григорий не столько увещевает и говорит, сколько поет. Именно поэтому его вещания Церковь называет «пастырской свирелью». Григорий Богослов — автор богословских догматических сочинений, а также гимнов и проповедей. В литературное наследие Григория Богослова входят также письма, в большинстве своем адресованные друзьям, стихи, поэмы. В отличии от Василия Великого, который был по природе вождь, возглавитель, Григорий Богослов был, как говорится о нем, «горлица пустыннолюбная». Он стремился в уединение, чтобы быть наедине с Богом, быть свободным от всего мирского. Святой Иоанн Златоуст родился около 347 года. Родитель его скончался незадолго до его рождения его, поэтому забота о воспитании сына легла на мать. И благочестивая женщина сумела насадить в сердце его самые благие семена доброй нравственности и особенно глубокую преданность воле Божией, с которой он впоследствии на тернистом жизненном пути без ропота и страха мог переносить все скорби и беды. По окончанию учения, которое святой Иоанн совершил с таким успехом, что оно давало ему право достигнуть первых степеней мирской славы, он презрел эту славу и, побуждаемый любовью ко Христу, остался в скромной доле служителя Церкви, проходя последовательно должность чтеца, потом пресвитера в Антиохии. В истории Церкви не было, нет и, быть может, не будет проповедника и оратора равного Иоанну Златоусту. Из имеющихся свидетельств известно о том, как в церкви раздавались аплодисменты, ибо темпераментные греки не выдерживали и аплодировали красоте и силе слова Иоанна. Он оставил нам вечное наше богатство: проповеди, творения, литургию и множество молитв. После смерти архиепископа Нектария святой Иоанн был избран архиепископом Константинопольским. В этом высоком сане он не изменил своего прежнего строгого смиренного жития и своей прежней неусыпной деятельности к утверждению истины. Интересно, но великий святитель, ревностно трудившийся ко благу Церкви, сам не избег злобы и ненависти людской. По незаконному суду его обвинили и подвергли изгнанию. Возвращённый по настоянию православной паствы, он вскоре был изгнан опять. Во время пути в место ссылки со словами на устах: «Слава Богу за все» святой Иоанн скончался. |
Цитата дня:
Прп. Ефрем Сирин:
"Всегда перед очами своими имей Господа; потому что спасает Он уповающих на Него".
|