Новости

12 февраля - Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

12 февраля   - Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Собор Вселенских учителей и святителей— праздник Православной Церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви. Торжество совершается 12 февраля.

1При им­пе­ра­то­ре Алек­сее Ком­нине, ко­то­рый пра­вил с 1081 по 1118 г., в Кон­стан­ти­но­по­ле раз­го­рел­ся спор, раз­де­лив­ший на три ла­ге­ря му­жей, про­све­щен­ных в во­про­сах ве­ры и усерд­ных в стя­жа­нии доб­ро­де­те­лей. Речь шла о трех свя­ти­те­лях и вы­да­ю­щих­ся от­цах Церк­ви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте.  Од­ни вы­сту­па­ли за то, чтобы пред­по­честь св. Ва­си­лия двум дру­гим, по­сколь­ку он су­мел объ­яс­нить тай­ны при­ро­ды как ни­кто дру­гой и был воз­не­сен доб­ро­де­те­ля­ми на Ан­гель­скую вы­со­ту. В нем, го­во­ри­ли его сто­рон­ни­ки, не бы­ло ни­че­го низ­мен­но­го или зем­но­го, он был ор­га­ни­за­то­ром мо­на­ше­ства, гла­вой всей Церк­ви в борь­бе с ере­ся­ми, стро­гим и тре­бо­ва­тель­ным пас­ты­рем от­но­си­тель­но чи­сто­ты нра­вов. По­это­му, де­ла­ли вы­вод они, св. Ва­си­лий сто­ит вы­ше св. Иоан­на Зла­то­уста, ко­то­рый по ха­рак­те­ру был бо­лее скло­нен про­щать греш­ни­ков.

Дру­гая пар­тия, на­про­тив, за­щи­ща­ла Зла­то­уста, воз­ра­жая про­тив­ни­кам, что про­слав­лен­ный епи­скоп Кон­стан­ти­но­по­ля ни­чуть не в мень­шей сте­пе­ни, чем свт. Ва­си­лий, был устрем­лен бо­роть­ся с по­ро­ка­ми, при­зы­вать греш­ни­ков к по­ка­я­нию и по­буж­дать на­род к со­вер­шен­ство­ва­нию по еван­гель­ским за­по­ве­дям. Непре­взой­ден­ный в крас­но­ре­чии, зла­то­устый пас­тырь оро­сил Цер­ковь на­сто­я­щей пол­но­вод­ной ре­кой про­по­ве­дей. В них он тол­ко­вал Сло­во Бо­жие и по­ка­зы­вал, как его при­ме­нять в по­все­днев­ной жиз­ни, при­чем ему уда­лось это сде­лать луч­ше, чем двум дру­гим хри­сти­ан­ским учи­те­лям.

Тре­тья груп­па ра­то­ва­ла за то, чтобы при­знать глав­ным свт. Гри­го­рия Бо­го­сло­ва за ве­ли­чие, чи­сто­ту и глу­би­ну его язы­ка. Они го­во­ри­ли, что свт. Гри­го­рий, луч­ше всех осво­ив­ший муд­рость и крас­но­ре­чие гре­че­ско­го ми­ра, до­стиг вы­со­чай­шей сте­пе­ни в со­зер­ца­нии Бо­га, по­это­му ни­кто из лю­дей не смог столь ве­ли­ко­леп­но из­ло­жить уче­ние о Свя­той Тро­и­це.

Та­ким об­ра­зом, каж­дая пар­тия за­щи­ща­ла од­но­го от­ца пе­ред дву­мя дру­ги­ми, и это про­ти­во­сто­я­ние за­хва­ти­ло вско­ре всех жи­те­лей сто­ли­цы. Во­все уже не по­мыш­ляя о по­чти­тель­ном от­но­ше­нии к свя­ти­те­лям, лю­ди пус­ка­лись в бес­ко­неч­ные спо­ры и пе­ре­бран­ки. Раз­но­гла­си­ям меж­ду пар­ти­я­ми не бы­ло вид­но ни кон­ца ни края, пока не произошло событие, прекратившее все эти споры. 

По воле Божией, в 1084 году, митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и сказали, что они имеют абсолютно равное достоинство у Бога: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего.

Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал.

Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом - едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении».

Митрополит  Иоанн  со­брал без про­мед­ле­ния на­род и со­об­щил об от­кро­ве­нии. Так как все ува­жа­ли его за доб­ро­де­тель и вос­хи­ща­лись си­лой его крас­но­ре­чия, спо­рив­шие пар­тии при­ми­ри­лись. Все ста­ли про­сить Иоан­на немед­лен­но при­нять­ся за со­став­ле­ние служ­бы об­ще­го празд­ни­ка трех свя­ти­те­лей. Тон­ко про­ду­мав во­прос, Иоанн ре­шил от­ве­сти это­му празд­но­ва­нию трид­ца­тый день ян­ва­ря. Эта дата была выбрана не случайно. В православном календаре на январь, если вести отсчет времени  по старому стилю,  приходится три праздника, когда вспоминаются Вселенские учители: 1 января - Василий Великий, 25 января - Григорий Богослов,  27 января - Иоанн Златоуст. Поэтому общий день памяти -30 января, или 12 февраля по новому стилю.  

Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие.

Великие и Святые.

iСвятой Василий Великий родился в 329 году у благочестивых христианских родителей, которые, обладая достаточными средствами, употребили все своё старание к образованию сына. После домашнего воспитания он продолжил образование в Кесарийских училищах, затем- в Византии, Афинах.  Как лучшему из воспитанников Василию предлагали место общественного оратора и учителя. Но он, следуя внутреннему влечению, решил возвратиться в Кесарию, чтобы в уединённых подвигах совершенствовать свою душу в добродетели и научиться христианской мудрости. С этой целью он предпринял путешествие в Палестину, Сирию и Египет. Но не пустыня была назначена ему  от Бога. Обстоятельства вызвали святого Василия из пустыни на высшее общественное служение Церкви.  

Многочисленны и высоки по глубине мысли творения и писания святого Василия. Он оставил множество богословских трудов, в числе которых — беседы на Шестоднев, на псалмы, на различные богословские темы, книги в защиту православного учения о Святой Троице, аскетические трактаты, правила монашеские, устав подвижнический, книги о Крещении, о Святом Духе, проповеди и 366 писем разным лицам.

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености».

i (1)Святой Григорий Богослов родился около 328 года. Его благочестивые родители дали обещание посвятить сына на особое служение Богу. С юных лет родители  насадили в сердце Григория страх Божий, смиренномудрие, воздержание от земных пристрастий. Незнаком был их сын с изнеженностью и роскошью. Окончив блестящим образом науки в лучшем тогда афинском училище, святой Григорий, хотя и вынужден был по просьбам друзей остаться там на некоторое время учителем красноречия , все же скоро оставил Афины и тайно удалился на родину, чтобы поселиться в пустыне, где подвизался друг и сверстник его святой Василий Великий. Как и Василию,  Григорию не суждено было оставаться в пустыне. Он возвратился на Родину, чтобы защищать свободу церкви, сильно порабощаемой в то время еретиками.

Как проповедник Григорий не столько увещевает и говорит, сколько поет. Именно поэтому его вещания Церковь называет «пастырской свирелью». Григорий Богослов — автор богословских догматических сочинений, а также гимнов и проповедей. В литературное наследие Григория Богослова входят также письма, в большинстве своем адресованные друзьям, стихи, поэмы.

В отличии от Василия Великого, который  был по природе вождь, возглавитель, Григорий Богослов был, как говорится о нем, «горлица пустыннолюбная». Он стремился в уединение, чтобы быть наедине с Богом, быть свободным от всего мирского.

Икона-Иоанн-ЗлатоустСвятой Иоанн Златоуст родился около 347 года. Родитель его скончался незадолго до его рождения его, поэтому забота о воспитании сына легла на мать.  И благочестивая женщина сумела насадить в сердце его самые благие семена доброй нравственности и особенно глубокую преданность воле Божией, с которой он впоследствии на тернистом жизненном пути без ропота и страха мог переносить все скорби и беды. По окончанию учения, которое святой Иоанн совершил с таким успехом, что оно давало ему право достигнуть первых степеней мирской славы, он презрел эту славу и, побуждаемый любовью ко Христу, остался в скромной доле служителя Церкви, проходя последовательно должность чтеца, потом пресвитера в Антиохии.

В истории Церкви не было, нет и, быть может, не будет проповедника и оратора равного Иоанну Златоусту. Из имеющихся свидетельств известно о том, как в церкви раздавались аплодисменты, ибо темпераментные греки не выдерживали и аплодировали красоте и силе слова Иоанна. Он оставил нам вечное наше богатство: проповеди, творения, литургию и множество молитв.

После  смерти архиепископа Нектария святой Иоанн был избран архиепископом Константинопольским. В этом высоком сане он не изменил своего прежнего строгого смиренного жития и своей прежней неусыпной деятельности к утверждению истины.

Интересно, но великий святитель, ревностно трудившийся ко благу Церкви, сам не избег злобы и ненависти людской. По незаконному суду его  обвинили и подвергли изгнанию. Возвращённый по настоянию православной паствы, он  вскоре был изгнан опять. Во время пути в место ссылки со словами на устах: «Слава Богу за все» святой Иоанн скончался. 

Объявления: