Новости

Новости

« Все новости

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РАССЕЯННОСТИ НА МОЛИТВЕ? 25.11.2022 00:00

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РАССЕЯННОСТИ НА МОЛИТВЕ?

Советы от прп. Нила Синайского.

Мы всю жизнь учимся молиться, но все равно ум рассеивается и мысли бывают сосредоточены на чем угодно, но только не на общении с Богом. Да, молитва – это не вычитывание канонов или правил, а именно «беседа ума с Богом», был уверен преподобный Нил Синайский.  День его памяти Православная Церковь празднует 25 ноября. Автор многих духовных и аскетических сочинений, он оставил нам немалое письменное наследие, в числе которого – «Слово о молитве»

2 стр нил (1) Он был одним из тех, в чьем сердце нашла отклик проповедь святителя Иоанна Златоуста. Будучи префектом Константинополя и имея семью, будущий подвижник по обоюдному согласию с супругой оставил мирскую суету и вместе с детьми посвятил свою жизнь служению Богу. Жена Нила с дочерью ушли в один из монастырей Египта, а сам Нил с сыном – на Синай, где они поселились в выкопанной своими руками пещере.

Сорок лет эта пещера служила жилищем преподобному Нилу. Постом, молитвой, трудами стяжал он высокое духовное совершенство. К нему стали приходить люди самого разного звания и сословия – от императора до земледельца, и каждый у святого находил совет и утешение. В своем уединении преподобный Нил много писал. Широко известны аскетические творения преподобного, достойного ученика Златоуста: они совершенны по форме, глубоко православны, исполнены искренним чувством и ясной мыслью.

Итак, пишет прп. Нил, если «молитва есть беседа ума с Богом», то этот ум прежде всего должен быть очищен от посторонних мыслей. Нельзя молиться с бухты-барахты: встав из-за стола, отойдя от плиты или только-только оторвавшись от светящегося экрана смартфона. Даже когда нас беспокоят какие-то текущие проблемы, нужно постараться отмежеваться от них. По словам преподобного,  «когда демоны увидят в тебе расположение истинно помолиться, тогда влагают в тебя мысли о чем-нибудь даже нужном и вскоре потом оживляют памятование об этом, побуждая ум к разысканию; и он, не находя искомого, сильно печалится и унывает. Когда же встанет человек на молитву, демоны напоминают ему о том, чего он доискивался и о чем помнил, чтобы ум, утомившись дознанием этого, утратил благоплодную молитву».

Еще одно препятствие для собранной молитвы – память. Ее может возбуждать демон, чтоб отвлечь нас, погрузить в мечтательность, перемалывание и пересмотр событий, происшедших с нами. «Память молящемуся приводит на мысль или представления о чем-либо давнем, или новые заботы, или лицо человека оскорбившего» - пишет преподобный Нил. Поможет внимательней сосредоточиться на словах молитвы настрой. Святой учит нас: «Молясь, по мере сил охраняй свою память, чтобы не что-либо свое внушала тебе, но возбуждала тебя к разумному продолжению молитвы, потому что ум во время молитвы обыкновенно крайне окрадывается памятию».

«Стой неутомимо, - советует преподобный Нил Синайский, - молись усильно, избегай всякой мысли о заботах и житейских расчетах; они смущают и тревожат тебя, чтобы ослабить напряжение сил твоих».

Внимательное и правильное начало молитвы – залог дальнейшей собранности. Если мы все-таки победили в этом противостоянии - со своими пороками или с внушаемыми демоном помыслами, - все равно расслабляться не стоит. Преподобный отмечает, что злой дух, не достигнув желаемого результата, может на время нас оставить, от чего падает внутреннее напряжение, но он обязательно попробует отомстить. Это может быть гнев, раздражение - т. е. всё то, что способно разрушить достигнутый внутренний мир: «Помолившись как должно, ожидай, чего и не должно бы ожидать, и стой мужественно, охраняя плод свой, потому что от начала поставлен ты на то, чтобы «делати… и хранити» (Быт. 2:15). Поэтому, сделав, не оставляй неохраняемым того, над чем трудился; в противном случае, молясь, не получишь никакой пользы».

Очень важно, считает преподобный Нил, в молитве просить у Бога слез, потому что они смягчают грубость души: «Прежде всего молись о приобретении слез, чтобы плачем смягчить тебе ту грубость, какая есть в душе твоей, и, исповедав на себя беззаконие Господеви (ср.: Пс. 31: 5), получить от Него оставление грехов…Пользуйся слезами к успешности всякого твоего прошения, потому что Владыка с великою радостию приемлет молитву, принесенную в слезах».

О просьбах Богу: все мы хорошо знаем, что просить у Него стоит исполнения Его благой воли, так как Он и Сам видит, что для нас лучше. Проблема в том, что это  правило мы исполняем нечасто – очень хочется, чтоб текущие проблемы поскорее разрешились. «Молясь, просил я часто себе того, что мне казалось хорошим, и упорствовал в прошении, неразумно принуждая Божию волю и не предоставляя Богу устроить лучше, что Сам Он признает полезным, но, получив просимое, впоследствии крайне скорбел, зачем просил я, чтобы исполнилась лучше моя воля, потому что дело оказывалось для меня не таким, как думал я».

Подвижник наставляет нас: «Молись не о том, чтобы исполнились твои желания, потому что оные не во всяком случае согласны с Божиею волею, но молись лучше, как научен, говоря: Да будет воля Твоя (Мф. 6: 10) во мне. Да и во всяком деле проси у Бога доброго и полезного душе, сам же ты не во всяком случае этого домогаешься».

«Есть ли иное какое благо, кроме Бога? Поэтому все, касающееся до нас, предоставим Ему, и нам будет хорошо, потому что Благий, без сомнения, есть Податель и благих даров».


Цитата дня:

 

Иоанн

Златоуст:

«...Он <как младенец>

возлежал в яслях

и звездою был

указан как

Творец звезд...»