Новости

Новости

« Все новости

Зачем ходить в храм, если Бог в душе? 25.06.2012 18:01

Известно, что в древности с возникновением населенного пункта, как правило, сооружалась и церковь. Более того, даже дороги прокладывали так, чтобы они обязательно туда вели. Церковь была главным украшением русских городов и поселков. И не просто украшением. Через все события своей жизни, человек был с нею связан: венчание, рождение и крещение детей, исповедь, причастие- без этих церковных таинств просто не мыслили своей жизни наши предки. И обязательно наполнялись народом храмы в воскресные и праздничные дни.

Доступ в церковь ежедневно и беспрепятственно открыт и сегодня любому желающему. Сюда приходят крестить младенцев, крестятся взрослые. Если верить статистике, порядка 70 % населения России называют себя православными...

«Православие»- в чем смысл этого слова? Зачем нужно ходить в церковь?- на эти и другие вопросы отвечает настоятель собора Михаила Архангела архимандрит Серафим.


-Отец Серафим, зачем нужна человеку Церковь? Разве не самое главное, чтобы Бог был в душе?

Зачем ходить в церковь? Если ответить на этот вопрос одним словом, можно сказать: для спасения. Нет человека, который бы прожил свою жизнь и не согрешил. Чтобы очиститься от этих самых грехов и существует такое церковное таинство, как Покаяние. Что такое покаяние? Не просто констатация факта: я- грешник, и уж тем более не лицемерная комедия: «согрешил- покаялся- можно опять грешить». По-гречески «покаяние» означает: перемена ума, т.е. поворот жизненных ценностей и ориентиров с ложных на истинные. Не вдруг изменяется человек. Долгим и трудным часто бывает путь. Но именно через покаяние человек получает благодатную помощь от Господа.  Что испытывает тот, кто получил прощение Божье? Чувство облегчения, и это очень важно. Без покаяния, без очищения души, без раскаяния в Царствие Небесное войти нельзя. Великое Таинство и Причащение. На литургии мы принимаем из Чаши под видом хлеба и вина- Самого Господа!

Конечно, веровать человек может и вне церкви, но эта вера- всего лишь дорога к храму. Всякий же идущий в церковь идет в дом Отца Небесного. Что толку земным родителям, если вы не ходите к ним в гости, а просто помните о них? Так и здесь. Поэтому лучше иметь Бога не только в душе, но и в уме, и в сердце. «Кому церковь не Мать- тому Бог не Отец».

 

-С чего начинается истинная духовная жизнь? Как обычному человеку научиться делать то, что  кажется нелегким: пост, поклоны, молитвы, богослужения. Ведь не секрет, что многие, крестившись, довольствуются потом так называемой «внешней церковностью»: приходят в храм лишь на большие праздники, чтобы поставить свечу, посвятить куличи на Пасху, яблоки на Спас, да воду на Крещение.

Это от нерадивости. А еще от лени и от боязни, что придется принуждать себя делать то, что не хочется. Вдруг не справлюсь? Между тем, Бог не требует от человека того, что тому не по силам. Не стоит браться сразу за многое. Пусть вначале пост будет в небольшой мере, скажем, от мясной пищи просто откажитесь, пусть поклонов будет один- два, пусть молитвы будут самые краткие, пусть церковная служба непонятна- главное, начало положено. Лучше малое, но регулярно. Так потихоньку будет укрепляться воля, и оттаивать душа.


-Известно, что  князь Владимир, крестивший Русь более тысячи лет назад,  насаждал Крещение «сверху». А что, если русскому ближе по духу какая-то иная религия?

Святой Владимир, прежде, чем «навязывать» православие, тщательно испытывал все веры и нашел, что для его земляков именно православие- вера самая истинная. Внедренная «сверху», она не устояла бы так долго, если бы не задела потаенные струнки души «снизу», не было бы таких массовых примеров святости, мученичества, исповедничества, подвижничества среди монахов, простолюдинов, князей. Православное христианство покоряло не силой, а высотой своего идеала, внутренним светом любви, смирения, благородством самоотречения, строгостью и красотой своего Богослужения, гармонией жизненного уклада. Со Христом наши предки учились претерпевать исторические и личные нестроения. Несмотря на все те бури, что пронеслись над нашей страной, Православие устояло. Церковь Христова, по слову Господа, пребудет до скончания века. Это- не общественная организация, это- как мост между человеком и Богом. «На сем камне созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ее»

 

-Некоторые говорят, что они пошли бы в церковь, но их смущают житейские недостатки кое- кого из  священников. Порой сильно расходится с идеалами, которые те исповедуют, их реальная жизнь. Обвинение же батюшек в наличии крутых иномарок, дорогих домовладений стало уже притчей во языцех...

Таким людям хочется сказать: приходя в храм, вы идете не к священнику, а к Богу. Чтобы через посредство священнослужителя облегчить свою душу, заглянуть внутрь себя. Заглянуть именно в себя, а не в другого человека. Не судите служителей храма, судить их будет только Бог. Всякий священник- пастырь, поставленный от Него. За то, что ему много вверено, с него много и спросится.

 

Что значит «жить по Законам Божиим?»  Разве недостаточно, чтобы считаться честным, добрым, порядочным человеком, жить «по- совести?» 

«По-совести» -это как? Что считать критериями добра и зла, по которым можно определить, каков твой поступок? Если критерии- это, что называется, твой внутренний голос, то разве неправыми  себя считали и Гитлер, и Берия, и другие небезызвестные личности? Но мы ведь не считаем их честными, добрыми и порядочными.

Сомневаемся ли мы в существовании объективных законов математики, химии, физики и других наук? Нет. Они существуют на самом деле, и никто не станет их оспаривать. Вот и Заповеди Божии- они тот же закон, что дан человеку для жизни. И все то, что противоречит этому закону,- противоестественно. Как невозможно, чтобы предмет, брошенный вниз, полетел вверх- так и невозможно, чтобы человек, преступивший законы жизни, имел бы душевный мир и покой.

Вот, скажем, Заповедь Божья говорит: не укради. А вы считаете, что вам это сейчас очень нужно, потому и берете у людей. Не удивляйтесь потом, когда болеть вдруг начнете или  неприятности на вас со всех сторон посыплются,- Бог ведь не хранит и не защищает воров, как бы благими намерениями  это воровство не было бы оправдано. Даже, если серьезные проблемы на вас не обрушатся, то к чему вы так стремились- автомобиль, квартира, достаток- понятия настолько условные...Все равно ведь окажется, что у других и машина подороже, и квартира обставлена побогаче, а, значит, ваш идеал не достижим никогда.

Потому и счастье в нашей жизни так скоротечно, хоть и заманчиво очень, и желанно. Только стремление жить по закону, что дал нам Бог, может дать душевный мир. Мир неразрушимый, мир, который всегда с нами, мир, который идет в вечность.


-Получается,  во всех своих бедах виноват сам человек? А, если у него всякого рода   несчастья в жизни  происходят потому, что кто- то просто завидует, желает зла.

Что касается зла, расскажу такую истину. Когда ставишь кастрюлю на огонь, вода кипит- муха не может сесть на эту кастрюлю. Если же огонь выключить- кастрюля остынет, и муха спокойно может садиться на нее. Пока у нас в душе есть божественный огонь, злу прицепиться не получится. Ради этого и существуют церковные службы. От принятия Тела и Крови Господних зажигается в нашей душе огонь, который опаляет все зло, как солому. И человек делается другим. Не надо ходить ни к «бабкам», ни к колдунам, ни к гадалкам. Приходите лучше в храм. Здесь вы помолитесь, исповедуетесь, примете причастие. Кто Богу послушен- тому Бог помогает, а кто не хочет Бога слушаться, тот и живет как получится. 

 



Цитата дня:

 

Прп. Макарий

Великий:

 

"Обитель, или упокоение

Духа, есть смирение,

любовь,

кротость и

прочие Заповеди

Господни".