Новости

Новости

« Все новости

Пасхальный батюшка 05.02.2023 00:00

Пасхальный батюшка

5 февраля 2006 года в возрасте 95 лет скончался старейший насельник и духовник Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Долгие годы со всей России и из-за рубежа в монастырь приезжало множество людей, чтобы поговорить с ним о самом сокровенном, спросить совета. Очень многие называли о. Иоанна «пасхальным батюшкой» - Пасха у него была всегда: и во время будничных служб, и во время бесед с людьми. И главное - в душе.

2018-12-27_121607 Словно бы с самого рождения Иоанну Крестьянкину было послано свыше стать проповедником Божиим.  Родился он 11 апреля 1910 года в Орловской губернии в простой семье. Ещё в детстве  мальчик прислуживал в храме, был воспитанником священников и епископов, которые впоследствии засвидетельствовали свою веру мученической кровью.

После средней школы Иван окончил бухгалтерские курсы, переехал в Москву и работал по специальности. Несмотря на преследования верующих, он не скрывал своих убеждений - открыто ходил в церковь, хотел стать священником. И после 30 лет действительно стал им -  на праздник Иерусалимской иконы Божией Матери (25 октября 1945 года) Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где он и остался служить.

В 1950 году за ревностное пастырское служение о. Иоанн был арестован и по приговору получил семь лет исправительно-трудовых лагерей. Эти годы,  как свидетельствовал он сам, стали для него «школой настоящей молитвы, терпения, сострадания». Именно оттуда, из жестокой и мрачной неволи, из которой он вернулся с перебитыми пальцами на левой руке и в предынфарктном состоянии, вынес о. Иоанн  убеждение, что «у Бога нет забытых людей, и Промысел Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой!»

После освобождения из лагерей о.Иоанн служил в Псковской и Рязанской епархиях, ему прочили большую карьеру в церкви, но он в 1966 году принял монашеский постриг и стал насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, где он прожил без малого сорок лет, до своей кончины.

Этот период жизни батюшки особенно хорошо известен. В это время он пишет «Опыт построения исповеди», подробно разбирая каждую заповедь и показывая, как научиться видеть «свои грехи как песок морской». Выясняется, что даже заповедь «Не убий», нарушителями которой люди обычно себя не считают, сплошь и рядом нами нарушается: «Каждый на себе испытал, как убивает злое, жестокое, язвительное слово. Как же тогда сами-то мы можем этим словесным орудием наносить жестокие раны людям?! Господи, прости нас, грешных! Мы все убивали ближнего своего словом».

38-20 Монастырские стены не отгородили сердце батюшки от человеческих нужд и страданий.  Ежедневно к нему шли паломники со всей страны за советом, утешением, помощью. Как вспоминает один из насельников Псково-Печерского монастыря иеромонах Иоасаф, народ к нему не просто тянулся, а «прилипал и не давал прохода». Каждый хотел получить благословение персонально, а когда батюшка останавливался, сыпались и сыпались вопросы. Хотя старец не любил давать советы впопыхах. Он обязательно подробно расспрашивал человека, интересовался, какой выход из ситуации был бы предпочтительнее для самого собеседника. Он точно говорил, например, когда именно лучше сделать операцию. У тех, кто его слушался, всё завершалось благополучно. У тех, кто поступал по-своему, бывало, заканчивалось летальным исходом. А батюшка очень переживал. Безусловно, он обладал прозорливостью, но всячески скрывал сверхъестественные откровения, считая такую «рекламу» помехой для духовной жизни. «Я воспринимаю его как святого, для меня это очевидно», - говорит отец Иоасаф. 

Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своей книге «Несвятые святые» называет отца Иоанна «одним  из очень немногих живущих в наше время людей, которым Господь открывает Свою Божественную волю и о конкретных лицах, и о событиях, происходящих в Церкви и в мире»: «В древности таких людей называли пророками. У нас в Православной Церкви их именуют старцами. Сам отец Иоанн никогда не называл себя старцем. А когда ему что-то подобное говорили, только в ужасе всплескивал руками: «Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички». Он и до конца жизни, по глубочайшему своему смирению, был в этом искренне уверен. Впрочем, равно как и многие, знавшие отца Иоанна, были убеждены, что в его лице Господь послал им истинного старца, знающего волю Божию».

Бывший наместник Псково-Печерского монастыря, а ныне митрополит Минский и Заславский Павел вспоминает:   «В начале июня 1990 года мне предстояло ехать на Поместный Собор, на котором готовилось избрание Патриарха Московского и всея Руси. Всех, конечно, волновал вопрос: кто будет следующим патриархом после смерти патриарха Пимена? Перед поездкой в Москву я зашел к отцу Иоанну для благословения и напутствия. Он усадил меня на свой диван. Сел рядом и начал рассказывать о том, что с ним произошло два дня назад.

«Я отслужил Литургию, – говорит он. – Пришел в келью. Немного, думаю, отдохну. И не снимая мантии, сел на диван. Облокотившись на спинку, вдруг, как в каком-то легком сне, вижу, что на месте кровати стоит Святейший Патриарх Тихон. Рядом с ним стоит митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер)». У Патриарха Тихона от пола и до потолка большой тяжелый жезл. Он его держит и говорит: «Вот видишь, какой тяжелый патриарший жезл! Никто из архиереев не сможет поднять его, кроме митрополита Алексия», - и передает ему жезл»…  

Став, как и предсказывал о. Иоанн, пятнадцатым Предстоятелем Русской Православной Церкви, сам Патриарх Алексий II об о.Иоанне Крестьянкине вспоминал так:  «Бывая в его монастырской келье и беседуя с ним о многих насущных вопросах церковной и общественной жизни, я видел, насколько взвешены, в русле святоотеческих традиций духовного трезвения, были его суждения. К его провидческому голосу прислушивались не только люди Церкви - он был знаем и почитаем многими светскими людьми».

В их числе - знаменитые актеры, писатели, политики. Известно, к примеру, что перед первой инаугурацией к старцу приезжал Владимир Путин и проговорил с отцом Иоанном в его келье больше часа. Никому точно неизвестно содержание этой беседы. Вероятно, Президент спрашивал старца о своем предназначении, о своей судьбе.  «И те насельники, кто был свидетелем этой встречи, - делится  воспоминаниями о праведнике архимандрит Мелхиседек (Артюхин),- рассказывают, что отец Иоанн после нее был на подъеме, в очень радостном состоянии духа. То есть эта встреча наверняка подействовала на Президента, потому что отец Иоанн своей любовью, своей снисходительностью, своей глубокой мудростью, конечно, не мог не повлиять, не мог не поразить своей духовной глубиной этого человека.  И мы знаем, что в день отпевания отца Иоанна было зачитано и слово соболезнования от Президента, потому что он лично знал этого знаменитого старца, этого, можно сказать, всероссийского духовника».

1 «Обычно все, кто вспоминает отца Иоанна, - повествует в своей книге «Несвятые святые» архимандрит Тихон (Шевкунов), - пишут, какой он был благостный, ласковый, добрый, любвеобильный. Да, несомненно, истинно, что человека, более умеющего выказать отеческую, христианскую любовь, я не встречал во всей своей жизни. Но нельзя не сказать и о том, что отец Иоанн, когда необходимо, бывал настолько строг и умел находить такие слова обличения, после которых его собеседнику по-человечески не позавидуешь.  Отец Иоанн никогда не боялся сказать правду невзирая на лица, и делал это в первую очередь для пользы своего собеседника, архиерей он был, мирянин или простой послушник. Эти твердость и духовная принципиальность были заложены в душу отца Иоанна еще в раннем детстве, когда он общался с великими подвижниками и будущими новомучениками <…>.

Не могу скрыть и следующего факта, который, быть может, вызовет неоднозначную оценку, но ради правды жизни не могу о нем умолчать. Да, отец Иоанн безусловно благоговеет и подчиняется церковной иерархии, но это не значит автоматического, бездумного подчинения. Я был свидетелем случая, когда один из наместников монастыря и правящий архиерей убеждали батюшку преподать свое благословение на их решение, с которым отец Иоанн не был согласен. Приступали к батюшке серьезно, что называется, «с ножом к горлу». Монахи и священники представляют, что такое противостоять давлению правящего архиерея и наместника. Но отец Иоанн совершенно спокойно выдержал этот многодневный натиск. Он почтительно, терпеливо и кротко объяснял, что не может сказать «благословляю» на то, с чем в душе у него нет согласия<…>.

Я также был свидетелем того, как отец Иоанн переносил ненависть и напраслину, изливавшиеся на него за стояние в Правде Христовой. Видел его боль, но и благодушие, когда он терпел непонимание и предательство. Но никогда батюшка не терял бесконечной любви к обидчикам и христианского прощения. Для меня на всю жизнь остались в памяти слова его проповеди, сказанной в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря в 1985 году: «Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас, нам об этом нечего беспокоиться. Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить».

25 июня 2005 года великий старец продиктовал своё духовное завещание: «Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле! Примите всё в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних, и ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божьего благоволения и отдаёт во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога, любите Любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его».


Цитата дня:

 

Прп. Макарий

Великий:

 

"Обитель, или упокоение

Духа, есть смирение,

любовь,

кротость и

прочие Заповеди

Господни".