Новости

Новости

« Все новости

«Русский святогорец» преподобный Силуан Афонский 23.09.2018 23:48

ЖИТИЕ СВЯТЫХ

«Русский святогорец» преподобный Силуан Афонский

Он  не был мучеником, не творил чудеса, к нему не собирались вереницы паломников, и он не оставил после себя многотомного собрания сочинений. Полуграмотный крестьянин  из Тамбовской губернии, он с детства мечтал о монашестве, сам добрался до Афона, а на Святой Горе стяжал такой силы благодать, любовь ко Христу и смирение, что даже при его жизни находились те, кто говорил: вот он, истинный святой.

Преподобный Силуан Афонский (1866 - 1938). 24  сентября  мы чтим его память. В этом году исполняется ровно 80 лет со дня его праведной кончины.

2 стр силуан 1Кто-то из святых известен милосердием, кто-то даром слова. Преподобного Силуана помнят за то, что он любил Бога на пределе человеческих сил и тосковал о Нем. «Тоскует душа моя по Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя», - нередко так он прерывал свои записи. Их собрал воедино и издал его ближайший ученик и друг -  архимандрит Софроний (Сахаров),  основатель православного монастыря в Англии. Семь лет он общался со старцем и  составил его духовный портрет, поэтому и не исчерпываются лишь данными монастырского архива  наши сведения о преподобном. Непростым был жизненный путь монаха. Однако, - это яркий пример того, что не через  внешнее делание, но через смирение происходит спасение.

На Святую Гору Семен Антонов (будущий старец Силуан) пришел в возрасте 26 лет, в 1892 году. Пройдя путь начальных иноческих испытаний, в 1896 году он был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 - в схиму. Его жизнь в монастыре была внешне ничем не примечательна: сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, затем на смену ей пришел хлопотливый труд эконома, потом - заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет - торговой лавкой.

Силуан не встретил на Афоне наставника, который бы уберег его от опасностей, неизбежно предстоящих новоначальному иноку. Он руководствовался многовековыми традициями афонских подвижников, укладом монастырской жизни. «Когда нет добрых наставников, - писал преподобный, - то должно предаться воле Божией во смирении, и тогда Господь Своею благодатью будет умудрять, ибо Господь так много нас любит, что и выразить невозможно, и ум постигнуть не может, и только Духом Святым познается Божия любовь от веры, от ума же не познается».

Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь. Он считал, что это лишь вспомогательные средства, а не цель христианской жизни. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу.  

Явление Господа принесло Силуану  радость Пасхи, Воскресения, ощущение перехода от мрака духовной смерти к неизъяснимому свету жизни: «Познавшая Бога душа ничем не может удовлетвориться на земле, но все стремится ко Господу и кричит, как малое дитя, потерявшее мать: скучает душа моя по Тебе, и слезно ищу Тебя…»

И монашествующим, и мирянам напоминает преподобный Силуан о цели христианской жизни: стяжании благодати Святого Духа, и о том, за какие провинности она может оставить того, кому Господь дал вкусить ее плодов. 

«Из-за гордости, - писал Силуан, - теряется благодать Божия, а вместе с ней и любовь к Богу, и дерзновение в молитве…» Об этом он знал не понаслышке.  Это его, молодого афонского послушника (после  явления тому Господа), бесы своими явными и скрытыми нападениями измучили настолько, что в конце концов он дошёл до последнего отчаяния и подумал, что Бога умолить невозможно. С этой мыслью он всем сердцем пережил полную оставленность, и душа его погрузилась в мрак адского томления и тоски. Однако он выстоял, удержался на краю бездны, не сделав рокового шага в вечную погибель.

Как вернуть милость Божию, Его благорасположение, свет, оживляющий и просвещающий душу?  И на этот вопрос есть ответ в наставлениях старца Силуана: «Смиряй себя как можно больше; держи свой ум во аде и не отчаивайся. Чем больше смиряешь себя, тем больше получаешь дары от Бога».

Дарованное Господом откровение явилось для монаха Силуана не только чрезвычайно важным практическим указанием, но и положило начало новому этапу в его духовной жизни. В его молитве начала преобладать скорбь о мире, не ведающем Бога. «Мир стоит молитвою, - утверждал старец Силуан, - а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет. <…> О, народы всей земли, на коленях припадаю пред вами и умоляю со слезами: придите ко Христу. Я знаю Его любовь к вам. Я знаю и потому кричу всей земле…»

«Некоторые спорят о вере, и конца нет этим спорам, а ведь спорить не надо, а только молиться Богу и Божией Матери, и Господь без спора просветит, и скоро просветит»  - говорил он, и поминал всех: и подвизающихся, и грешных, видя в них «больных», нуждающихся в большем внимании, более усердной помощи.  

«Молю Тебя, милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли» - непрестанная молитва не оставляла подвижника до последнего часа его земных странствий…

24 сентября 1938 года старец схимонах Силуан мирно скончался.

Как великого молитвенника за весь мир Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых. А по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II его имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.


Объявления: