Новости

История строительства молитвенного дома Михаила Архангела

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ.

Есть известная притча о том, как два человека шли к своей мечте. Увидев, что дорога оканчивается у выступа скалы, первый,  решив, что дальше пути нет, развернулся и, так и не добравшись до заветной цели, отправился обратно. Второй, в надежде, что случится чудо, свой путь продолжил. Ожидания оправдались. Подойдя к скале, человек увидел, что дорога вовсе не заканчивается, она лишь незаметно сворачивает в сторону. Свернув за поворот, путник пошел дальше. И чем дальше он шел, тем все больше возможностей и дорог открывалось ему на пути к заветной мечте.

Сказка,- скажите вы. Реальность! И недавние события- тому подтверждение. Не распалась, как пророчили некоторые, община Михаила Архангела, а скорее наоборот: стала сильнее и сплоченнее.

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Матф 7:7)

служба на троицу8 июня 2014г.  День Святой Троицы. Молитвенный дом во имя архистратига Михаила украшен цветами и зеленью. Порядка трех сотен православных  из Ейска и близлежащих районов собрались здесь, чтобы вместе с батюшкой Серафимом отметить священный праздник. Одни называют его Днем рождения Церкви, другие- Днем Пресвятой Троицы, третьи- Пятидесятницей. Но абсолютно все верующие вспоминают в этот день евангельское событие- сошествие Святого Духа на апостолов, когда на пятидесятый день после Пасхи, те собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия, Христос совершил Тайную Вечерю.

Пока идет служба, на кухне дел невпроворот. Женщины торопятся приготовить обед, которым, по традиции, и в будни и в праздники тут потчуют прихожан.  В соседней с кухней комнате тоже многолюдно: там занимаются ребятишки воскресной школы. Жизнь, как говорится, кипит. И, кажется, что и не было вовсе тех событий, что изменили в начале нынешнего года привычный устой общины.

борщ«Церковь держится не бревнами, а ребрами»,- говорит старшая по кухне Нина Козак, –легко быть вместе, когда все хорошо. Куда сложнее- оставаться сплоченными в дни гонений. У нас это, слава Богу, получилось. И пусть завистники обзывают нас как угодно, мы знаем, что не предали друг друга, Веру и наших батюшек, с которыми столько лет мы делились нашими бедами и радостями».

«Чтобы понять, что такое православная община, нужно иметь сердце христианина»,- уверена учитель Воскресной школы Любовь Кущ. Она приводит в пример «монастырь в миру», основанный  святым  праведным  Алексием Мечевым.  Не за один год сложилась эта община. Состав ее был «пестрым»: врачи и музыканты, художники и профессора, аристократы и самый простой народ. По обстоятельствам того времени, когда в начале 20 годов прошлого столетия, духовенство и многие из членов общины были отправлены в лагеря и тюрьмы, оставшиеся на свободе, несмотря на запрет властей и возможность ареста, отправляли им посылки, ездили к ним, помогали их семьям. Духовный опыт стояния в Вере, полученный от пастырей, мечевская община сохранила, как доказательство того, что не в повиновении внешней власти, а именно в соборности состоит основной принцип Православной Церкви.

Видя, как оживленно мы с прихожанами обсуждаем темы: православие, община, соборность, в разговор вмешивается бабуля почтенных лет. В прошлом- учительница. Цитируя Символ Веры: «Верую во святую, соборную и апостольскую церковь», она предлагает вспомнить труды Хомякова, который понятным народу языком объяснял, что значит «соборность». Вспомнить? К своему стыду, об известном философе, поэте, публицисте и Богослове Алексее Степановиче  Хомякове, я ничего не знала. На помощь, как обычно, приходит Интернет: «В вопросах веры,- оказывается, писал Хомяков,- нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора».

«Вот такие у нас образованные бабушки»,- шутит учительница. И очень горько ей вспоминать, как стоя, вместе с другими прихожанами в январские дни на ступеньках церкви, ей пришлось услышать от одного из священнослужителей фразу о том, что выжила, дескать, она из ума, поэтому и не пускает новых хозяев в храм. Тактично подбирая слова, она говорит о том, «что архиерей Православной Церкви, получивший благодать епископского служения, в первую очередь- человек, разве не может он ошибаться? Именно первосвященники, если вспомнить историю, требовали от прокуратора вынесения Христу смертного приговора». Что тут ответить? Невольно приходят на ум слова, сказанные когда- то Ломоносовым: «О, Боже, что есть человек!» Удивительно, но в каждом из нам странным образом уживаются как разрушительная, так и созидательная стороны. И, в зависимости от обстоятельств, одна из них вдруг начинает доминировать.  Впрочем, не об этом речь. Несмотря на выпавшие на их долю испытания, прихожане не озлобились, а скорее наоборот: протянули руку помощи своим батюшкам и друг другу, подавая всем нам пример твердости духа, сострадания и не показушной добродетели…

И все же: кому подчиняется община?- вопрос, интересующий немало ейчан, я задаю ее настоятелю, архимандриту Серафиму.

DSC_0228«Подчиняемся мы Господу Иисусу Христу, в молитвах поминаем митрополита Исидора»,- отвечает он.-  Не должно быть ни капли лжи в молитве христианина. Она возносится к Богу- Отцу Истины, поэтому даже малейшая примесь неправды молитву оскверняет. Наряду с еретиками, как известно, священномученик Ириней Лионский ставил «епископов, служащих своим удовольствиям, презирающих прочих, гордящихся своим председательством и делающих в тайне злое». Он же, как мы помним, советовал и «удаляться от всех таковых», то есть «прерывать с ними общение». Вот мы и прервали, и не хотим, упоминая их, превращать нашу молитву в богохульство. Наверное, только так мы можем послужить Господу и сохранить Его Церковь».

«Самое печальное то, - считает отец Серафим,- что конфликт, который произошел в Ейске- далеко не единственный случай. Подобное в последнее время происходит в самых разных уголках нашей страны. Неудивительно. Прихожане сегодня бесправны перед настоятелем, священники- перед епископом, епископы, в свою очередь,- перед патриархом.  О какой соборности церкви может идти речь, если баланс сил откровенно переместился в сторону авторитарности?»

«Пришла и наша очередь пострадать»,- шутит архимандрит. –Если же серьезно- так уж повелось в нашем мире, что практически вся история Православия- это история страданий и гонений, падений и взлетов. Да, мы болезненно реагируем на все наши трудности, но разве сможем мы, едва родившись, сразу вырасти? Это невозможно, как нельзя и обнаружить слабости, скрытые в самых потаенных уголках нашей души, не подвергнув нас испытаниям. Именно под ударами судьбы человек либо сгибается, либо духовно вырастает. И никакие события не произойдут, если на то не будет Воли Божьей. Все, что не делается Господом, нам во благо»,-уверен отец Серафим.

И в этот момент я, наконец, поняла- почему моя подруга, рассказывая о женщине, которая «увела» у нее любимого человека, готова подарить ей огромный букет цветов при встрече. Только пережив предательство, подруга нашла в себе силы, простив других, пересмотреть в корне всю свою жизнь. Курсы повышения квалификации, занятия спортом, помощь друзьям и знакомым, общение с близкими. Как результат- неожиданная встреча с человеком, с которым они в счастливом браке живут уже более 10 лет…

Вот такая история. Разве не на благо нашей героине были даны испытания? Как даны они были и общине Михаила Архангела. Кто- кто, а эти люди теперь знают точно: быть истинным православным- это не только зайти в дни больших праздников в церковь, отстоять службу и поставить свечи..

«Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20)- эти слова Христовы, кажется, всем сердцем и душой осознал каждый, кто не покинул в самые трудные дни общину. И, видно, у Спасителя это не осталось незамеченным: «Терпели голод и жажду, душа их истаевала в них. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их. И повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу». (Пс. 106:5- 7)

Говорят, великую милость получают от Господа люди, полагающие свои труды на строительство храма. Наверное, так оно и есть. Поэтому и появляются сегодня церкви одна за другой. «Очень важно», -заявил губернатор Краснодарского края, встретившись с правящими архиереями епархий Кубанской митрополии, - чтобы количество храмов росло с каждым днем. Для этого и работает у нас программа «Сто храмов», предложенная патриархом Кириллом».

Дело, казалось бы, благое: храм построить. И когда этому способствует аппарат светской власти, наверняка, можно и 5, и 10, и 100 церквей возвести. Но как измерить, выросла ли при этом духовность народа? И войдут ли в число подобных «церковно- государственных» объектов те, что появились не по указке сверху, а наоборот, вопреки?

строят молитвенный домКогда в общине Михаила Архангела прихожане задумали своими руками молитвенный дом отстроить, потому что здание дома милосердия с трудом стало вмещать всех верующих, злые языки поговаривали, что «ничего из этой глупой затеи не выйдет». Ошиблись. Господь услышал людские молитвы. Общими усилиями молитвенный дом во имя архистратига Михаила удалось выстроить практически за месяц. Опишу картину, которую мне удалось наблюдать, когда я, случайно проходя мимо, зашла ни минутку, поздороваться.

Первый, кого я увидела- знакомый мне юрист. Закатав рукава, он возит в тележке песок- подготавливает дорожку для площадки. Рядом- кадровый офицер- забежал после службы, чтобы помочь разгрузить плитку. Лихо управляется с лопатой, высаживая цветы, педагог, украшает клумбу предприниматель. На кухне, естественно, для всех уже готов обед. Кое- кто традиционно ворчит: «Борщ стынет, а вы все никак за стол не соберетесь!»

«Некогда! Сегодня к вечеру нужно все закончить! Завтра отопление будем проводить, а у нас еще ничего не готово!»- отвечают ей со двора.

Кажется, я не вовремя…

Уходя, я заметила комнаты, которые в доме милосердия, уже успели подготовить для беженцев с Украины.

Вот так, как и тогда, в девяностые, идет строительство: работа, не покладая рук и материал «с миру по нитке». Одни плитку жертвует для молельного дома, другие- песок, третьи- кирпич, четвертые с транспортом помогают, пятые- с отоплением. Православная делегация из Сербии передала в дар антиминс.

благоустройство территорииБыть полезным общине хочется всем, даже тем, кому, в силу возраста, уже не по плечу физические нагрузки. Ряды ящиков с высаженными в них кустами помидор, к примеру, где уже вызревают первые томаты- дело рук пенсионерок, которые приходят сюда на пару часов, чтобы поухаживать за своей «помидорной плантацией». А вот эту игрушечную лягушечку кто- то из детишек специально принес из дома, чтобы пенечек преобразить. Делами и молитвой помогают друг другу члены общины. И все это в наш суматошный век, когда каждый чаще старается решать свои, а не чужие проблемы.

Ну вот! Опять о проблемах- скажет дотошный читатель. Вовсе нет! Все неприятности, кажется, здесь уже позади. Община жива- здорова, молитвенный дом, как и мечтали, построен. В планах на будущее- большой храм с купелью и куполами, воскресной школой и домом милосердия, с приютом для детей- сирот и рабочими мастерскими. Это будет! Это еще впереди! «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)

служба на троицу 3  служба на троицу 2

Объявления: