Новости
|
Новости
« Все новости
26 августа – день памяти святителя Тихона Задонского (1724–1783) 26.08.2024 00:00
К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО
«Бог, Который налагает крест, помогает нам и нести его» 26 августа – день памяти святителя Тихона Задонского (1724–1783) Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник – все это об одном человеке: о святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке, но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом таланты и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства.
Доброго мальчика заприметил местный ямщик, человек одинокий, но обеспеченный. Стал упрашивать мать, дабы та на воспитание отдала ему сына. За младшего брата вступился старший, предложив матери обучить Тимошу грамоте, чтобы тот стал дьячком, как отец. Грамоту будущий святитель от всего сердца полюбил. «Часослов» из рук не выпускал, какие книги на селе нашлись – все перечитал. Когда Тимофею исполнилось четырнадцать лет, мать привезла его в Новгород на учебу – чтобы сын поступил в Духовное училище. Экзамен он выдержал блестяще, но в списки принятых не попал – денег на обучение не было. Поручился и внес плату за младшего брата старший. Тимофей проявил такое прилежание и способность к наукам, что скоро его признали одним из лучших учеников. В 1740 г училище было преобразовано в Духовную семинарию. Мальчик был переведен туда и принят на казенное содержание. Из воспоминаний святителя Тихона: «Так бывало, когда получу казенный хлеб, то из него половину оставлю себе, а другую половину продам и куплю свечку, и с той сяду за печку и читаю книгу. Дети богатых отцов играют или найдут отопки моих лаптей и начнут смеяться надо мной и махать ими на меня, говоря: «Величаем тя!» Ум, прилежание и любовь к наукам не остались незамеченными. Еще будучи студентом богословского класса Тимофей был назначен учителем греческого языка, а по окончании семинарии, ему доверили должность преподавателя риторики и философии. В 33 года Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон. Его духовные дарования и силы были так велики, что всего через год монах стал архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии. С приходом нового руководителя та преобразилась. Пришли талантливые педагоги, открылись новые кафедры, существенно обогатилась библиотека. Но главное, о чем радел сам ректор, – чистота и честь православного жития. «Грамота без страха Божия есть не что иное, как безумному меч!» – говорил он, лично посещая занятия, выясняя обстоятельства каждого студента. В самый день Пасхи 1761 года Святейший Синод избрал архимандрита Тихона епископом, викарием Новгородской епархии. Тихону было всего 36 лет, поэтому его кандидатура вызывала споры. «Для епископа слишком молод и неопытен!» – говорили одни. «Такому ученому монаху, каков отец Тихон, самое место в Троице-Сергиевой лавре!» – рассуждали другие. Но Господь судил иначе. Из восьми кандидатов жребий трижды выпадал именно на него. Спустя время владыку перевели на новое место – в Воронеж. Воронежская епархия была в то время громадна и практически неуправляема. Города поражали нищетой, народ предавался языческим оргиям, священники веселились на ярмарках, и о Боге уже мало кто вспоминал. Духовенство изумлялось «невельможному» виду владыки и его поведению: торжественных выездов не устраивает, льстивых поклонений не принимает, деньги тратит на книги или раздает бедным, просьбы и жалобы разбирает быстро и по совести. Это была чистая правда. «Как огню свойственно согревать, воде – орошать, свету – просвещать, так и вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах», – святитель Тихон был в этом совершенно убежден. При нем открывались духовные школы и училища, возводились храмы и монастыри, было введено строгое уставное богослужение. Своим распоряжением он предписал священникам не только ежедневно самим читать Новый завет, но и за каждой литургией проповедовать слово Божие, прибегая к помощи святоотеческой литературы. Но еще больше сил было положено святителем на борьбу с идолопоклонством и раскольниками. В своих проповедях он увещевал паству избегать поклонения Яриле, чрезмерно веселиться на масленицу, главное же снова и снова взывал учиться любви к ближнему. Как водится, «праведность и святость вместо почтения и поклонения рождают гонения и преследования». Святителя Тихона ненавидели и не скрывали этого. Предельное нервное напряжение, глухое сопротивление паствы, кляузы и доносы подорвали его силы. С ним стали случаться сердечные и нервные приступы, самая легкая хворь давала серьезные осложнения. Воронежского архиерея долго не отпускали с кафедры. Прошение об увольнении на покой было подписано только с третьего раза, и святитель Тихон поселился в Задонском монастыре, где и провел последние 16 лет своей жизни.
В монастыре здоровье владыки мало-помалу окрепло, он стал выходить из кельи. Снова, как в детстве, пел и читал на клиросе. Строгий пост, молитва, редкий сон, тяжелый физический труд – освободившись от трудов архипастырских, святитель и на покое не давал себе отдыха. Много времени он посвящал чтению слова Божия и составлению душеполезных сочинений на богословские и педагогические темы, среди которых - «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое». Помимо внешних трудов, жизнь в Задонском монастыре была для владыки временем и внутренней борьбы со своими страстями. Известно, к примеру, что от природы он имел чрезвычайно вспыльчивый и раздражительный характер, но сумел настолько смирить себя, что при малейшем признаке раздражительности низко кланялся в ноги своему келейнику. Всеми силами пытался он побороть и лютый дух печали, безысходности и уныния - душила тоска, что слишком мало он потрудился для Церкви Христовой. И его душа, в конечном итоге, приобрела бесценный опыт преодоления, а вместе с ним – дар утешать отчаянных, переживших потерю смысла существования и погибающих в мрачной неопределенности. Его келья стала источником духовного просвещения для большого количества людей, которые стекались туда из разных мест и просили советов и молитв. Часто он сам в простой монашеской одежде отправлялся в ближайший город (Елец), чтобы посетить заключенных местной тюрьмы и пообщаться с простым народом. И для каждого он находил слова ободрения и утешения. Тем, кто в этом нуждался, он помогал деньгами. Вся его пенсия и то, что он получал в дар, шло на благотворительность. По молитвам святителя Господь совершал чудеса исцеления, сохранились и свидетельства прозорливости владыки. Спустя столетие он станет одним из любимейших и почитаемых святых у знаменитых классиков русской литературы (образы двух старцев в своих произведениях «Бесы» и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский напишет именно с Задонского чудотворца). Блаженная кончина святителя Тихона последовала 13 августа (по старому стилю) 1783 г. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Через 63 года были открыты его нетленные мощи, а в 1861 г. Тихон, епископ Воронежский, был причислен к лику святых. |
Цитата дня:
Свт. Иоанн Златоуст: "Сила молитвы всегда велика, но если молитва соединяется с постом, то делает душу еще более сильною"
|